Рейтинг@Mail.ru

31 марта 2017

День учителя начальной школы (день 1-й) Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

Об этом напомнила в процессе разговора о Всероссийской проверочной работе учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № 1374», победитель конкурса «Мое призвание - учитель», председатель Ассоциации УНК города Москвы, лауреат конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Самый классный классный» Елена Васильевна Волкова. О ВПР в День учителя начальной школы упоминалось много: на пяти из семнадцати подготовленных мероприятиях. Это и понятно, ведь для начальной школы такая форма проверки знаний учащихся еще довольно новая.

Не меньший интерес вызвала лекция «Устранение угадывающего чтения у младших школьников нейропсихологическими методами» Ирины Игоревны Праведниковой - нейропсихолога, руководителя нейропсихологического центра «Фэмели». Аудитория была полностью забита пришедшими на мероприятие педагогами, а материал вызывал у них явный интерес. Правда, одна из слушательниц отметила, что, несмотря на познавательность, подобный подход отлично подойдет логопедам, в условиях же стандартного урока, эти технологии, по ее мнению, не очень применимы.

Рядом разговор шел о литературно-математическом конкурсе «От мифа до фэнтези», который можно внеурочно проводить для любого класса младшей школы. Об этом рассказывала учитель высшей категории, заслуженный учитель России из Санкт-Петербургского лицея 369 Марина Юрьевна Полникова.

Многие пришли послушать о новых подходах к формированию предметных и метапредметных умений в современных условиях. Авторы издательства «Интелект-Центр» Е.В.Волкова, О.Е.Курлыгина, Е.В.Корнейчик и Э.С.Мифтяхетдинова рассказывали о своих пособиях и о том, как их можно использовать в классе. А Елена Андреевна Лутцева - профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, автор курса «Технология» УМК «Школа России» издательства «Просвещение», говоря о формировании универсальных учебных действий в начальной школе, вновь напоминала педагогам об осторожности с оцениванием успехов у детей. Оценкой легко «обломать крылья», загасить, разрушить мотивацию к учебе, поэтому куда важнее укрепить уверенность в себе, ощущение «я могу». Елена Андреевна напоминала: хвалите, называйте учеников умничками! Она рассказывала истории из собственной практики и вызывала отклик у зала, полного ее единомышленников.

Издательство «Национальное образование» пригласило ведущего специалиста ГБОУ ДПО «Центр профессионального мастерства», учителя ЧУ ОО «Медико-биологическая школа «Вита» и любимца многих школьников (благодаря видеороликам по его предмету) - Романа Борисовича Соловьева. Разговор и здесь проходил вокруг ВПР - тема лекции: «Всероссийские проверочные работы. Окружающий мир: особенности итогового повторения курса начальной школы». Роман Борисович подчеркнул, что предмет окружающий мир начинает изучение огромного количества предметов из средней и старшей школы: химии, физики, географии, биологии, истории, обществознания, ОБЖ. Ни у какого другого предмета начальной школы нет подобной связи, тем не менее, от окружающего мира, как и от других предметов, ожидается преемственность. Из-за обилия информации, которая преподается в рамках предмета, содержание получается перегруженное, а концепт размывается. Есть в преподавании еще такая сложность: по предмету существует масса учебников, но между собой они не пересекаются по содержанию. Поэтому, когда четвертый класс подходит к концу, возникает вопрос, как готовить детей к ВПР, на что обращать внимание: на форму проверки или на ее содержание? Учителю нужно дать выбор в этом вопросе. Только он может понять, как у ребят дела обстоят с содержанием. Если с этим порядок, можно думать о форме. Если же ситуация обратная, здорово заняться содержанием. Роман Борисович рассказал о разработанной им тетради по подготовке к проверочной работе. Эта тетрадь на 80 процентов наполнена содержанием и лишь на 20 процентов - формой. Ребенку предлагается изучить «карту» и определить, какая из тем требует доработки. Например, живая или неживая природа, география, или что-то еще. Выбрав себе траекторию, школьник погружается в тему. Можно так и изучать предмет, он дает полную содержательную базу. Учитель напомнил, что ВПР в четвертом классе носит характер анализа полученных в начальной школе знаний и не влияет на оценку учеников. При этом подготовка к работе может стать увлекательным занятием. А для того, чтобы у детей так и происходило, Роман Борисович дарит ребятам видеоролики по различным темам предмета, в которых сам и участвует (childrenscience.ru/courses/environment/).

Подробный разговор о литературном чтении и письменных работах по этому предмету происходил на лекции методиста редакции начальной школы издательства «Экзамен», автора учебных пособий Птухиной Александры Викторовны. Тема «Методика обучения младших школьников работе с текстом и написанию сочинений разных жанров» заинтересовала многих учителей начальных классов. Александра Викторовна рассказала и об ошибках при написании сочинения, и напомнила о структуре сочинения, где должно учитываться не только содержание, но также форма и речь ученика.

О некоторых актуальных проблемах начального образования рассказывали преподаватели кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, которых пригласила на свое выступление Людмила Кузьминична Веретенникова. Тут обсуждалось развитие творческих способностей детей и режиссура урока учителем, выбор ребенка в обучении и его ответственность за этот выбор. Говорили о взаимодействии школы и родителей, о самообразовании, о совершенствовании дикции на основе фольклора и о других темах, с которыми сталкивается в своей работе педагог начальных классов.

Многие учителя собрались послушать профессора, члена-корреспондента РАО, руководителя Центра начального образования ИСРО РАО, лауреата Премии Президента РФ в области образования Наталью Федоровну Виноградову. Она рассказывала об особенностях современного урока в начальной школе. Напомнила, что образование сегодня стало демократичным и сильно отличается от образования прежнего. Теперь все направлено на развитие личности ребенка, его самообразование, на обеспечение зоны ближайшего развития и на индивидуализацию. Нынешнее образование стремится к обучению совместной деятельности с другими учениками и учителем, с которым современные дети находятся в партнерских отношениях. Наталья Федоровна призвала помнить о целях обучения, отмечать заслуги в процессе обучения и беречь их.

Отмечу, что в День учителя начальной школы собрались 809 педагога, больше трети из которых приехали из регионов. Следующий день Марафона продолжит разговор на актуальные для младших классов темы.

Информацию о первом Дне учителя начальной школы смотрите на сайте: марафон.1сентября.рф/2017-03-31-1529436#section-3

Ольга Хотимская

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон