Рейтинг@Mail.ru

27 марта 2017

День учителя технологии Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

Часть 1, теоретическая: Традиции, современность и перспективы в предметной области «Технология»

Пленарное заседание открыл Ю.Л. Хотунцев, доктор физико-математических наук, профессор МПГУ. Тема выступления - «Концепция предметной области «Технология»: конструирование содержания обучения».

- Предмет Технология существует почти 25 лет, а материальное и кадровое обеспечение по-прежнему не на должном уровне. Проблема и с программами, и с учебниками. Есть четыре варианта концепций, четыре разных взгляда, наверное, их больше. До сих пор в ходу мнение, что технология должна пронизывать все предметы, а не существовать самостоятельно. У нас своя концепция: есть гуманитарное знание, есть естественно-научное, а технология - сердце преобразующей деятельности человека. Там, где возникает этап «знаю как», - там появляется технология. Технологий миллионы. С двадцатью различными детей надо познакомить в школе для политехнического кругозора. Их мы и расписываем в формате программы.

Становилось понятно: во главу угла ставится «навыковое», дается возможность исходить из наличных в образовательном учреждении ресурсов. Необычно. Но и все дальнейшие выступления специалистов содержали отсылки к особости предмета, урока, педагога… По трафарету, «как у других» ничего не выстраивается и неправильно оценивается. Или начисто исчезает сама суть развития ребенка на уроке Технология.

Наглядно эта проблема была очерчена в выступлении О.Н.Логвиновой, начальника отдела оценки качества профессионального и дополнительного образования Центра качества образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», кандидата педагогических наук:

- Уникальность наших уроков в том, что ни под одну стандартную классификацию они не подходят. Ни типология, ни виды - не про нас. Но стоит ли лезть в то, во что мы очевидным образом не вписываемся?

Разработанная Ольгой Логвиновой типология уроков технологии будет опубликована в ближайшем номере журнала «Школа и производство», если вкратце - разработаны уроки проектирования, исследовательские уроки… предлагаются «свои» проверочные по своим критериям. Чтобы учить рукастых думать головой. Не только делать по образцу, а еще и сопоставлять, выбирать, обдумывать, искать свой способ изготовления изделия.

Тему продолжил Д.А.Махотин, кандидат педагогических наук, доцент Института дополнительного образования ГАОУ ВО МГПУ. Рассказывая о современных подходах в построении технологического образования школьников, он подчеркнул: само конструирование содержания обучения идет в рабочих программах учителей, а УМК издательств - это качественные рекомендации. Учитель должен понимать, что технология развития общества идет поступательно, от традиционной культуры к проектным технологиям - через ремесло и профессиональную культуру. Учитель где в этой цепочке? Что и как осваивает в данный момент? Роль учителя (школы) в освоении технологий огромна: сегодня детские технопарки - это платное дополнительное образование, никто не разрешит вести там уроки.

Между тем из выступления А.С.Карабина, методиста ГБОУ «Городской методический центр Отечественная профориентация: тенденции и практики», вырисовывалась другая картина: Департамент образования Москвы как раз требует союза технополисов со школами, и уже столько всего проводится в рамках проектов интеграции: школьники собирают роботов, квадрокоптеры, виртуально пилотируют… Есть проект проведения школьных уроков в мастерских и лабораториях колледжей - все уроки открытые, на высшем уровне. А еще есть проект «Инженерный класс в московской школе». Или люди не в курсе этих шикарных ресурсов? Пассивны? Докладчик сожалел, что конкурс JuniorSkills непопулярен, а ведь ничего сложного, надо участвовать.

Наверное. Но реальные условия «выхода в город» пока есть у семьи, не у школы. И это тоже тема: отношение семьи к производительному труду школьника, ее роль в формировании профессиональных предпочтений ребенка.

Н.Ф.Родичев, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ЦРО РАО, говорил об особенностях отечественной профориентации:

- Ошибочно считать, что профориентационная диагностика впереди всего. Экономическая сфера заинтересована в ресурсах, семья имеет на ребенка свои виды. Какова роль школы в выборе ребенком своего пути? Она посредник родительского заказа или государственного? Или она ищет пользы для ребенка? Если для ребенка - ее задача формировать в человеке субъектность, способность к самоопределению, если для государства - повышаем качество человеческих и трудовых ресурсов будущих работников.

Есть над чем подумать, ведь от нашей позиции - чему мы готовы помогать, чему противостоять - зависит многое. Вопросы: есть у человека колея или впереди разные короткие отрезки; раньше надо определяться с будущей деятельностью или дать время на разные пробы себя; важен узкий профессионализм или готовность человека переучиваться, качества «ресурса»- это послушность и лояльность- или творческая позиция? Фундаментальные педагогические проблемы- а высветились именно на Дне учителя технологии.

Да, широка предметность области Технология. И ремесла, и техника, и профессии, и предпринимательство… похоже, не создать такого плана или УМК, чтобы покрыть все возможности этой дисциплины. Видимо, нет другого пути, кроме создания вариативных модулей, из которых будет монтироваться содержание преподавания. Есть предчувствие, что со временем это станет необходимостью для всех предметных областей.

Часть 2. Мастерские

Организатору Дня Евгению Самуиловичу Глозману (преподавателю технологии в ГОУ ЦО №293, кандидату педагогических наук, Заслуженному учителю России) в этом году удалось открыть в школе 40 мастерских для гостей Марафона! Учителей встречали не только педагоги ГОУ ЦО №293 (Конструирование изделий из металлов для учащихся 7-11 классов в слесарной мастерской, Кузнечная мастерская, Столярная мастерская, Мотивация занятий резьбой по дереву, Невероятные возможности бумаги, Точечная роспись декоративной тарелки в технике Point-to-Point, ажурное вырезание из бумаги и кожи…) - работали и мастера из других московских и немосковских школ: Изделия из пряжи, Изготовление изделий из природного материала, Декорирование розами из шелковых лент, Нитяная графика на дисках…всего не перечислить, в некоторых кабинетах - по две-три группы.

Учителя переходили из одного кабинета в другой, присаживались около мастера и через некоторое время создавали красивую вещь - лотос-оригами, брошь из фоамирана, нежную открытку или красивый цветок… Я ушла с картинкой, нарисованной кофе: рисуешь карандашом контур, наносишь на него белый клей и посыпаешь растворимым кофе - запах! Просто и очень красиво. В рекреации я купила специальный клей, чтобы закрепить изображение, - эта лавка с товарами для творчества была тут очень кстати. И книги про творчество и воображение - тоже.

Расписание мероприятий этого дня на Марафоне см. на сайте: марафон.1сентября.рф/2017-03-27-1001002#section-9

Людмила Кожурина

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон