Рейтинг@Mail.ru

14 декабря 2016

Астрономия и основы религиозных культур и светской этики: нужно ли противопоставлять? Российская Федерация

Образование в СМИ

И сейчас эта тема получила новое звучание в довольно неожиданном ракурсе. По заявлению министра образования и науки России Ольги Васильевой, в школьное расписание вернут астрономию. Само по себе это нововведение не вызвало такое же количество ожесточенных споров ни в родительской, ни в педагогической среде это не вызвало, хоть определенные сомнения в целесообразности этого дополнения также высказывались - например, сами школьники были бы гораздо заинтересованы в получении других практических знаний: дополнительного иностранного языка, основ предпринимательства или экологии, что показали результаты опроса, проведенного по просьбе «Газета.Ру» сайтом Znanija.com и компанией Brainly (ссылка: https://www.gazeta.ru/social/2016/09/22/10209761.shtml). Однако в ходе того же опроса, в котором приняли участие свыше 7500 школьников из разных городов России, прозвучал и довольно провокационный вопрос о том, что им было бы интереснее изучать - звезды или религиозные учения? Результаты крайне интересны: 39% опрошенных школьников высказались за астрономию, 13% - за основы религиозных культур, 34% сказали, что им не интересно ни то, ни другое и 14% решили, что им будут интересны оба эти предмета. При этом, чем старше были школьники, тем чаще они выбирали астрономию.

Такая постановка вопроса неплохо отражает мнение взрослого мира, где астрономия критически противопоставляется религиозным учениям (как известно, «Гагарин в космос летал и Бога там не видел»), и совмещение двух предметов в школьной программе вызывает ощущение противоречия. Из этого появляется и еще один вопрос: что готовы предпочесть наши дети - научную или религиозную картину мира, и в более глобальном смысле - куда пойдет развитие общества завтра в результате выборов, сделанных сегодня? Согласитесь, в таком ракурсе этот выбор приобретает принципиальное значение.

В то же время в изначальном вопросе кроется ошибка, поскольку не учитывается, что основы религиозных культур и светской этики как школьный предмет имеет не религиозную, а культурологическую основу. Его целью является формирование мотиваций к поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций различных народов, а также умения вести диалог с представителями разных культур и религий. Другими словами, противопоставлять астрономию основам религиозных культур и светской этики - все равно, что выбирать, что важнее: физика и литература? Очевидно, что для образовательной программы важны оба эти предмета.

Однако вернемся к астрономии: в 1994 году ее перестали преподавать в школах, а в 2011 году опрос ВЦИОМ, проведенный ко Дню российской науки, показал: треть россиян (32%) считают Солнце спутником Земли (ссылка: https://lenta.ru/news/2011/02/08/krax/). Разумеется, такое неясное представление об окружающем мире способствует развитию фантазийных представлений и о месте и роли в нем самого человека. «Человек, если он не знает астрономию, то он немедленно впадает в астрологию, хиромантию и прочую уринотерапию, и становится объектом добычи для вот этих жуликов, которые ему продают гороскопы и рассказывают, что звёзды управляют его жизнью», - считает заведующий отделом Института астрономии РАН Олег Малков (ссылка: http://govoritmoskva.ru/news/54508/).

Именно в формировании более ясной картины мира и общества - значимость обоих предметов. Знание религиозных основ позволит избежать упрощения мировоззренческих основ других людей, сведения ее к желанию завоевать мир и убрать несогласных, а также откроет возможности для диалога, в котором, помимо своей точки зрения, будет понимание и культурно-религиозных основ других людей. Знание астрономии даст более глубокие представления о физическом мире и значительно снизит восприятие небесных тел как чего-то магического, имеющего тайное влияние на человеческую жизнь, что в результате передаст ответственность за свои поступки в руки самих людей.

Надежда Двоскина

Школьные предметы

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон