Рейтинг@Mail.ru

26 марта 2016

День учителя начальной школы (день 2-й) Москва

Педагогический марафон 2016

Например, Елена Васильевна Волкова, учитель начальных классов ГБОУ Школа №1374 давала рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по предметам русский язык и математика. Главное - не волноваться и не запугивать родителей и детей: «Мы просто показываем, чему научились, это не конкурс. Пишем в обычном режиме». Примерные задания есть на портале самой ВПР и на Статграде. А вот приготовить детей к незнакомой обстановке - стоит. Например, позвать в свой класс коллегу, чтобы она подиктовала текст.

Однако учителей в ВПР больше волнует предмет окружающий мир. Там задания не настолько алгоритмизированы, как в русском и математике, и УУД проверяются как раз там. Лекцию о контроле учебных достижений младших школьников в предметной области «Окружающий мир» (всероссийская проверочная работа) провел Павел Михайлович Скворцов, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ, методист МЦКО. Ученый рассказывал об основаниях разработки системы контроля, разъяснял, чем важны задания с выбором ответа и почему от них не стоит отказываться (достоверно отделяют минимальный порог знаний и указывают на резерв качества - к тому же быстрая проверка). Но этого явно недостаточно: «соль смешивается с землей», по образному определению лектора. И дальше - о значимости других видов проверки: уровневые задания, «краткий ответ», «выбор», «на соответствие», «на восстановление последовательности», «закончить предложение» … в общем, побольше заданий, красивых и разных. Что до ВПР, то задания по окружающему миру находятся в процессе формирования.

Неопределенность заставляет учителей переживать, и они идут искать ответ к другому лектору. Елена Алексеевна Крючкова, к.п.н., старший научный сотрудник института стратегии развития образования РАО, автор курса «Окружающий мир» провела занятие на тему «Окружающий мир» в системе УМК «Школа России». Ресурсы комплекта, методические особенности, взгляд в будущее». Речь шла о самом популярном в школах УМК А.А. Плешакова, об обновленном комплекте материалов, в частности - рабочих тетрадях, в которых преобладают творческие, а не тестовые задания: «Родители уже стонут от обилия тестов по типу ОГЭ, спрашивают, где развитие речи, где изучающее чтение». По мнению лектора, использование электронного приложения спасет ситуацию: там представлен максимально широкий мультимедиа-материал, который поможет детям вести проекты разных форм и в разном составе. В конце концов, уверяла Елена Крючкова, главная методическая рекомендация - беречь здоровье детей.

А что это значит? Это ведь когда интересно! Когда ты сам, сам и не замечаешь утомления. Ирина Викторовна Иванова, учитель школы №1566 «Марьинская гимназия с кадетскими классами памяти Героев Сталинградской битвы» знакомила участников Марафона с диагностикой предметных достижений учеников начальных классов с помощью интерактивных тестов серии «Интерактивные учебные пособия. Сетевая версия. Тесты. Начальная школа». Главный мессидж - умейте спрашивать по-умному, тогда получите умных собеседников. В нашей стране пока мало занимаются искусством задавания вопроса (спрашиваем по методичке?). Но специалисты по критическому мышлению (КМРЧ) в этом преуспели: поделили вопросы на «толстые» и «тонкие» (с однозначным ответом). «Толстые» развивают и направляют. Продуктивность задания «придумайте по теме урока парочку «толстых» вопросов» трудно переоценить при изучении окружающего мира и для чтения: «Дети раскрываются, разговаривают, обсуждают...».

То есть на круг выходило, что УУД никак иначе не развить, как через детскую инициативу и сотрудничество. Раскрывая тему «Оценка достижения планируемых результатов: подходы и инструменты», Светлана Яковлева, к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова, делала упор на технологиях работы в группах: развернутая коммуникация возникает здесь, она продуцирует рефлексию. Были представлены соответствующие задания. «Ребенок должен понимать, что он делает и зачем, какие практические жизненно важные задачи решает … это тоже предмет оценки», - считает она. В этой связи рассуждение о ребенке, который получает пятерки и при этом абсолютно не развивается, то есть не выходит в зону ближайшего развития, многим показалось неожиданным. В проекции на учителя - нельзя сидеть в зоне комфорта, надо рисковать (больше доверять детям). Без этого УУД - слова на бумаге.

Своевременные мысли в одиночку не ходят, и лекция « Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Методика обучения грамотности в начальной школе» была прочитана Ольгой Васильевной Узоровой, учителем-практиком, автором Федеральных учебников и пособий начального школьного и дошкольного образования. И это опять про интерес: задания с провокациями, «спасительные книжечки» накануне тематической контроля, мозговой штурм в групповой работе («Это сегодня самое-самое!»). Правда, учителя вносили некоторое отрезвление: «это какой возраст»… «это на сколько минут». Регламент, регламент, регламент….

Притом что в этот День звучало и нечто сногсшибательное. На занятии «Последняя информационная революция и информатика в начальной школе» Наталья Владимировна Матвеева, к.п.н., старший научный сотрудник ИОСО РАО, автор УМК «Информатика» для 2-4 классов», говорила об эффективности косвенного обучения: совсем не обязательно «долбить и додалбливаться», довольно показать цель и дать язык понимания - ребенок сам найдет способ. А Николай Кочетков, кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии МГППУ, в разговоре об интернет-зависимости у детей начальной школы (минусы и плюсы) научно обосновал бесполезность прямого лобового воздействия на ребенка. Оказывается, поощрение деятельности (любыми фишками) приводит к тому, что эта деятельность перестает быть интересной, и ребенок в ней угасает. «Гипермотивация», по-научному. Гасит интерес и смещение мотива на цель, то есть когда радость от детского «получилось» взрослые переводят в «давай-делай-давай-еще-еще».

Но к финалу. Живых красок, радости тепла добавили этому Дню художники и писатели.

Занятие «Изображение человека: реализация требований ФГОС на уроках изобразительного искусства в начальной школе» провели Ольга Скуратова, к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ, и Татьяна Сапожникова. Больше смотреть, давать рисовать, делать выставки детских работ - но и повышать свою изобразительную грамотность, если ты не специалист, а предмет ведешь. И повышали, учились… ведь без ИЗО детям нельзя.

Издательство «Самокат» в лице своего шеф-редактора Ольги Патрушевой представило опыт проектной и внеурочной деятельности с использованием книг: программа «На «Самокате» по начальной школе». Нам показали новые интересные книжки, не только художественные, например, книга Чамберса «Расскажи. Читаем думаем обсуждаем» адресована взрослым, не безразличным к детскому чтению. Подробно рассказали о проектах, в которых можно принять участие всем классом, и пригласили на экскурсии в издательство. Оказывается, можно договориться об экскурсии с эксклюзивными целями (про что вы хотите). Так что - вперед: info@samokatbook.ru

Людмила Кожурина

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон