Рейтинг@Mail.ru

9 апреля 2015

День школьного и детского библиотекаря РФ

Педагогический марафон 2015

Первыми с новыми изданиями придется иметь дело именно библиотекарям. Как вообще выглядит электронный учебник, как его выдавать, как вести учет, как их, в конце концов, заказывать и получать - обо всем этом шла речь на семинаре-презентации «Электронный учебник - наше неизбежное будущее. Что нас ждет?», который вели Артем Соловейчик, главный редактор издательского дома «Первое сентября», вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение» и Елена Иванова, к.п.н., доцент Нижегородского РАНХиГС, спецкор журнала «Библиотека в школе».

По словам Соловейчика, сейчас идет экспертиза электронных версий всех учебников и в мае будет известно, какие именно учебники будут приняты. При этом, как он подчеркнул, если электронная форма экспертизу не пройдет, то и печатный учебник выводится из федерального перечня. Это принципиальный момент.

Кстати, начиная с 4-го номера этого года, журнал «Библиотека в школе» печатает материалы, посвященные электронным учебникам.

- Сейчас технологии достигли того уровня, когда устройство для воспроизведения электронного учебника стало не больше и не тяжелее книги. При этом в одном устройстве легко помещаются десятки учебников. И это дало свежий старт развитию удобного цифрового контента, - начал Артем Соловейчик. - Во всем мире идут дебаты, как же использовать в образовании планшеты, которые сейчас дети используют большей частью для игры?

При этом важно понимать, что, согласно разъяснительному письму, которое министерство образования направило в регионы, у тех школ, которые не желают прямо сейчас переходить на электронный формат обучения, есть право работать по-старому: использование электронной формы учебника является правом школ, учеников и учителей, а не обязанностью.

- Хороший учитель может учить и с помощью традиционного учебника, и получать прекрасные результаты, - заметил Артем Симонович. - Век у нас цифровой, а вот школа может быть старомодной. Но мир меняется и дети меняются. Есть ряд факторов, которые меняются, когда в руках у детей появляются электронные учебники.

Что же меняется? Как выглядит учебник нового поколения, который совсем скоро придет в школы?

Он един в двух лицах - традиционная печатная версия и такой же полноценный учебник в электронной форме.

Он кроссплатформенный, т. е. будет работать на всех наиболее популярных операционных системах, установленных на планшетах. Он многослойный, в нем, в отличие от печатной версии, можно использовать дополнительные возможности, которые дает электроника. Первый слой - традиционный учебник, далее следует слой с заметками учеников и учителя, еще один слой - региональный компонент, дополняющий содержание, и еще один слой - дополнительные приложения, рекомендованные экспертами и разработчиками учебника.

- По своей организации учебник больше напоминает органайзер, - пояснил Соловейчик. - Мы постарались, чтобы электронный учебник был не самоучителем, а именно учебником, который способствует более содержательной работе учителя и ученика. Устройство не должно заменять учителя. Оно должно помогать ему вести уроки по-новому, раскрыть больший потенциал в себе и в детях.

Высокие педагогические цели - это хорошо, но у библиотекарей была масса практических вопросов. Во-первых, как именно учебники попадают в планшеты учеников?

Оказывается, «Просвещение» выстраивает систему, которая легко позволит библиотекарям выдавать электронные учебники - легче, чем печатные, буквально движением пальца.

У каждой школы (или покупателя), которая приобретает учебники, будет свой личный кабинет в сети, где содержится список учебников и лицензий. И список устройств учеников. Все, что требуется от библиотекаря - мышкой или пальцем перетащить эту лицензию на устройство ученика.

Затем ребенок получает номер лицензии, вводит его на своем планшете, и активирует. Если он потерял планшет, то учебник просто открепляется от прежнего планшета и прикрепляется к новому устройству.

Сегодня срок оборота печатного учебника составляет четыре-пять лет. Предполагается, что лицензия на электронную форму приобретается на четыре года. Когда ученик заканчивает год, то библиотекарь в том же личном кабинете просто забирает лицензию у этого ученика. В его планшете учебник тут же исчезнет.

Минусы понятны - придется осваивать новый формат работы, разбираться с электронным документооборотом, регистрациями и лицензиями. Но и плюсы очевидны - за пять лет печатный учебник неизбежно изветшает. А электронный будет так же первозданно чист и свеж. Нельзя вырвать страницу, нельзя накарябать на полях (вернее можно, но эти каракули как раз можно использовать в учебных целях. Как - объясним чуть позже). При этом в электронном учебнике есть функция обновления, в нем могут появляться дополнительные материалы.

Важно понимать, что учебник будет работать без подключения к сети - доступ в интернет требуется только для установки и обновления. Ставится он секунд сорок, и можно работать.

Кстати, если родители захотят приобрести дополнительные копии учебника только в электронной форме, то смогут это сделать дешевле - ведь им учебник требуется только на год, значит стоить он будет примерно одну четвертую от стоимости комплекта на четыре года.

Можно долго расписывать, как выглядит работа с таким учебником, насколько удобно реализована подача материала, какие на самом деле революционные идеи в него заложены, но все это будет рассказ о слоне людям, которые его никогда не видели. С 15 апреля на сайте «Школы цифрового века» (http://digital.1september.ru/) и на сайте «Просвещения» можно скачать бесплатную версию электронного учебника и два месяца обкатывать его в полевых условиях.

Попробуйте сами, посоветуйте учителям своих школ. Пусть попробуют его в деле: поработают со слоями заметок, которые позволяют учителю составлять своего рода путевую карту по учебнику, а ученикам собирать краткий конспект и делать закладки; испробуют функцию подключения к интерактивной доске; поиграют с настройками шрифтов отображения; разберутся в навигации учебника, которая полностью привязана к печатной версии (нумерация страниц в электронной версии совпадает с печатной, что позволяет легко переходить из цифры в бумагу и обратно); посмотрят, что такое «живой текст», когда по любому слову или термину в учебном параграфе можно получить развернутую справку, вплоть до произношения (если речь идет об иностранном слове). Прочувствуют, наконец, все уникальные «фишки» электронного издания, которое позволяет в любой момент обратиться к сети и получить ответ на поисковый запрос в интернете или реализовать межпредметные связи прямо в ученическом планшете - ведь поиск ведется в том числе и по всей линейке учебников, установленных в устройстве ученика.

А как же контрольные и задания? Есть место и им, к каждому параграфу привязано контекстное меню, где содержится материал по данной учебной теме. Теоремы, задания, задачи, тесты. Ученики могут выполнить задание и тут же отослать его учителю. Причем меню это настраиваемое; учитель может добавлять туда свои задания.

В общем, рассказывать долго. Гораздо дольше, чем скачать и опробовать. И, кстати, лучше сделать это сейчас, иначе вы рискуете встретиться с электронными учебниками накануне первого сентября, когда хлопот и так хватает.

«Просвещение» не оставит пользователей без поддержки - к каждому учебнику будет прилагаться инструкция; уже сейчас вовсю идут вебинары, где разбираются разные формы работы с электронным учебником; планируются курсы повышения квалификации и «горячая линия» семь дней в неделю на сайте «Просвещения», где учителям будет оказываться не только техническая, но и методическая помощь.

После такого ударного семинара хотелось немного передохнуть, вернуться в область привычной работы, чтобы набраться сил перед будущими свершениями и немного поразмыслить. И лекция «Взаимодействие школы и библиотеки в условиях новых ФГОС», которую вела Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных и просветительских практик ИСП МГПУ была как раз таким привычным полем действия и мысли, площадкой, на которую приземлялись библиотекари, которых увлек в цифровые эмпиреи Артем Соловейчик.

Екатерина Андреевна говорила о проблеме понятной, но от того не менее сложной. Между библиотекой (даже школьной) и школой до сих пор существует разрыв. Сколько уже говорено о том, как наиболее эффективно использовать образовательный потенциал библиотек, о той мере, в какой библиотеки должны и могут вовлекаться в эту работу, не превращаясь в досуговый центр. Ни музеи, ни театры не могут выстроить полноценной учебной работы со школьниками. Примеры взаимодействия со школами не в формате экскурсий или спектаклей можно пересчитать по пальцам. Оно и понятно - эти учреждения живут по своему графику, а он с трудом стыкуется с ритмом школьной жизни. Далеко добираться, свое расписание, принципиально разные задачи, которые решает школа или театр, к примеру. Все понятно, все упирается в фигуру учителя. Сумеет он простроить свои занятия так, чтобы включить в них спектакль «Пиковая дама», к примеру, не в качестве дополнительного материала, а как полноценный урок, пространство формирования компетентностных умений - честь и хвала такому учителю. Но практика показывает, что большинство учителей не успевает разработать такие уроки.

И вот тут-то на помощь должны приходить библиотекари. Именно они первыми должны протянуть руку помощи педагогу, предложить свои форматы работы, завязанные, с одной стороны, на погружение в мир книги, а с другой - на решение насущных учебных задач.

Практикумы, самостоятельные задания, доклады, проекты - все это может проходить в библиотеке, все работает на организацию проектно-речевой деятельности, формирование умений находить информацию, анализировать ее и на ее основе формулировать собственное высказывание.

Екатерина Асонова предлагала «развернуть» привычные формы работы, посмотреть на них под иным углом. Проходит встреча с писателем? Пусть дети не выступают обычными потребителями, не сидят на стульях, как приглашенные гости. Пусть встреча с писателем будет итогом учебного проекта: сначала ученики пройдут маленький курс и ознакомятся с его творчеством, потом проработают интервью, подумают над вопросами, а учитель засчитает это интервью как работу на русском, затем, по итогам, напечатают интервью, да еще и проанализируют его.

Асонова предлагает «оглядываться» на свою работу, все время спрашивать себя: а зачем мы делаем то или иное мероприятие. Не просто провести квест или викторину, а отрефлексировать его результаты - достигнута ли учебная задача?

К слову, как раз о квестах - как об очень эффектном и эффективном методе работы с читателями - в это же время в соседней аудитории рассказывала Анастасия Россинская, руководитель образовательной компании «Квестигра», на лекции «Квест как библиотечная технология».

Оказывается, квестов существует великое множество, и проводить их можно как угодно. Есть очень простая технология, с помощью которой можно создавать квесты любой сложности. Как во всяком деле, здесь нужна последовательность шагов и их продуманность.

Итак, что нужно, чтобы сделать хороший квест? Сначала надо решить, какой квест вы проводите - индивидуальный или командный, затем определиться с характером квеста - соревновательный или несоревновательный, понять структуру движения участников по квесту - линейное или произвольное, решить, какой будет старт - фиксированный или продолженный.

Когда вы определите тему квеста и разберетесь с его структурой, приходит время детализации - следует понять, сколько у вас будет станций на квесте, будут ли ведущие на каждой станции (кстати, не стоит застревать там, время на станции не более пяти минут) или будет всего один, который ведет детей по всему пространству квеста. А может быть, вы доверяете своим детям и вовсе решите обойтись без ведущих?

- Поймите, квест - это не викторина, не привычный нам кругосвет или экспресс, - призывала Анастасия Россинская. - Не бойтесь, делайте нелинейные квесты, они интереснее проходят. Нелинейное хаотичное движение привлекает ребят, это возможность обойти всех и разом выйти к финишу.

Не стоит забывать, что квест должен быть увлекательным, а значит сюжетным. Сюжет нельзя бросать на полуслове, он должен пронизывать весь квест насквозь.

Занятие увлекательное, в рамках квеста можно решать любые задачи - интеллектуальные, творческие и даже подвижные. Надо понимать, что это не проверка знаний, а скорее способ их извлечения, задача квеста - не проверить и оценить имеющиеся умения, а помочь извлечь новую информацию, освоить новые компетенции. Умение читать по корешкам книг, ориентироваться в справочном аппарате словаря или энциклопедии, разбираться в нумерации домов, читать географические карты и так далее... Но есть одно условие - чтобы сделать качественный квест, придется потрудиться, на это уходит время, несколько недель, а порой и месяц. Подготовить список реквизита, игровое оборудование, провести инструктаж.

Лучше квест отрепетировать, причем дважды. При подготовке возникнут многие, на первый взгляд, неочевидные вопросы.

Как следить за временем прохождения станций? Как оформить навигацию по пространству квеста (лучше в одном стиле)? Как правильно и четко формулировать игровые задания (с учетом возраста участников)? Как разделить детей на команды (не более пяти человек)? Как дети узнают ведущего? Как они будут отмечать пройденное задание? И самое важное - как красиво закончить квест?

Заинтересовались? Больше читайте о проведении квестов на сайте компании «Квестигра» http://questigra.ru/ или обратитесь к публикации Анастасии Россинской в журнале «Библиотека в школе» №7/2014.

День завершался лекцией Анны Тихомировой, детского психолога и создателя проекта детского книжного автобуса «Бампер», «От апреля до апреля с автобусом «Бампер»: новая литература для детей и подростков».

Выделим некоторые ключевые новинки. Для удобства восприятия Анна Тихомирова структурировала книжное пространство, разбив новинки по тематике. Например, книги, помогающие ребенку установить контакт - с окружающими и самим собой. В одной из них - «Меня зовут Мина» Дэвида Алмонда, которую выпустило издательство «Азбука» - рассказывается о жизни сложного творческого ребенка, которому трудно «собрать» себя. Написана она в форме дневниковых записей, рассчитана на подростков от десяти до тринадцати лет и вызывает у взрослых неоднозначную реакцию. Однако психологи единодушны: эта книга очень важная для установления контакта ребенка с реальностью, это книжка для детей, которые пытаются выйти наружу из своего внутреннего мира.

«Я не верю в монстров» Луиса Сашара («Розовый жираф») рассказывает о проблемном ребенке, который всех раздражает. Для такого ребенка эта книга может сыграть роль катализатора, когда она начинает работать на изменение ситуации в ребенке. И, наконец, «Около музыки» - прекрасная, нежная и очень музыкальная книга Нины Дашевской, лауреата премии «Новая детская книга», об отношениях подростков с музыкой. Очень точная и мастерски написанная вещь, где музыка выступает как средство решения личностных проблем.

Хотите узнать, какие книги помогают расширять сознание, а какие - решать семейные проблемы? Что лучше дать первокласснику, и кто поднимает самые сложные вопросы - от употребления наркотиков и подросткового секса до репрессий? Какие книжные серии воскрешают забытые имена прекрасных писателей советского времени, а какие провоцируют не очень умных взрослых? Кто такой Простодурсен и Большая маленькая девочка, и где живут чудовища?

Приглашайте «Бампер», и общайтесь с Анной Тихомировой и ее командой. «Бампер» колесит по городам и весям нашей страны и проводит занятия с детьми совершенно бесплатно! Больше информации на сайте http://bumperbooks.ru/.

Презентация Анны Тихомировой, сопровождавшая обзор, будет представлена подписчикам журнала в электронном приложении к августовскому номеру «Библиотеки в школе».

А марафон продолжается!

Алексей Олейников
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон