Рейтинг@Mail.ru

5 апреля 2015

День учителя математики РФ

Педагогический марафон 2015

Из всех новаций самым непонятным оказался профессиональный стандарт - с подобными требованиями учителя еще не сталкивались. Разъяснения можно было получить, придя на лекцию «Профессиональный стандарт педагога» доктора физико-математических наук, академика РАН и РАО, ректора МПГУ Алексея Семенова. Он сообщил, что написан документ с прицелом на будущее, как и ФГОС, для того, чтобы педагоги могли «примерять по нему свою профессиональную деятельность». На базе стандарта будет выстраиваться система аттестации учителей.

Участников, конечно, волновал вопрос, как будут оценивать их работу. Оказалось, что пока нет системы измерения, которая могла бы показать, достигнут стандарт или нет. А аттестация будет проходить на основе деятельности учителя. Но не «офлайн», образцы своей работы педагог сможет предъявить в цифровом формате. Ведущий подчеркнул:

«Оценивать учителя по баллам ЕГЭ - довольно странное занятие». И поскольку это странное занятие получило широкое распространение, возможно, новый стандарт каким-то образом улучшит положение. Чтобы подробно ознакомиться с требованиями к учителю будущего, ведущий посоветовал читать книгу Е.Ямбурга и обращаться на сайт Минобрнауки.

Пока же ЕГЭ остается главным мерилом успешности учителя и детей. Каких сюрпризов ожидать от него в этом году? Что необходимо учитывать, готовя выпускников к испытанию на разных уровнях? Какие тонкости в правилах проведения позволят школьникам пройти испытание наиболее спокойно? Эти вопросы беспокоили большинство участников Марафона, поэтому в зале, где состоялась лекция кандидата физико-математических наук, директора МЦНМО, директора Московского центра педагогического мастерства Ивана Ященко «ЕГЭ 2015 по математике на базовом и профильном уровне: особенности содержания и акценты завершающего этапа подготовки» был настоящий «час пик». Ведущий давал очень понятные и важные с практической точки зрения рекомендации. Например, не нужно препятствовать тому, что ученик записывается и на базовый уровень, и на профильный. Практика показывает, что сдав для страховки сначала простой вариант, выпускник гораздо спокойнее, а значит успешнее пишет сложный.

Однако для того чтобы ребенок показал наилучшие результаты в выпускном классе, ему нужно создавать соответствующие условия в течение всех школьных лет. Именно с этой целью было проведено масштабное исследование в пятых, шестых, седьмых классах. О его результатах рассказал тот же ведущий, Иван Ященко, на круглом столе «Итоги и выводы национального исследования качества образования по математике». Ученые не проверяли элементов текущей программы, их интересовало, чему дети научились в процессе освоения математики, насколько они готовы к продолжению образования, в какой степени овладели общематематическими компетенциями.

В результате выявилось несколько тревожных тенденций. Например, в 7 классе резко растет число троечников. А значит, отметка превращается в ярлык, ребенок выпадает из учебы и даже не пытается исправить положение. К седьмому классу значительно падает процент детей, которым нравится математика. Причина та же - плохие отметки.

Судя по результатам исследования, почти половина троечников-семиклассников не готова к дальнейшему усвоению программы. И уже сейчас глядя на них, можно прогнозировать, что помешает им в будущем успешно сдать ЕГЭ: дети не умеют читать условие, не владеют техникой простейших вычислений, плохо анализируют информацию.

Ведущий приводил примеры заданий из исследования и комментировал, с какими большинство учеников не справилось и, самое главное, почему. Особенно удручила ученых неспособность ребят решать задачи на математическую компетентность, отсутствие у них чувства числа, площади, объема. Участники, работающие в школах, возразили: а есть подобные задачи в учебнике? Тут явно столкнулись два подхода: высокое стремление развивать математическое мышление и реалистический взгляд учителя-практика, чьи задачи определяются под давлением существующей действительности. Те, кто готов воспарить над объемом учебника, кто превыше всего ценит чувство числа, в чьем классе оказались математически одаренные ребята, отправились на лекцию «О направлениях работы Учебного центра ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова с учителями математики» ведущего методиста Учебного центра факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Попова. Он рассказал о возможностях повышения квалификации в одном из самых известных вузов страны. Это и разовые научно-методические семинары для учителей в МГУ, и летние школы, и курсы, и даже университетские субботы - для популяризации математики среди школьников и их родителей.

Что касается «обязательной программы», в нее теперь входит системно-деятельностный подход и прочие новации из стандарта нового поколения. Как выстроить курс с учетом метапредметных навыков, что даст возможность выбора детям, какие новые компетенции потребуются учителю - об этом рассказывала кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания математики и физики, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ Татьяна Ерина на лекции «ФГОС ООО. Дидактические особенности преподавания математики в 5 классе».

И наконец, все планы, вновь обретенные знания и образовательные задачи педагогам нужно будет оформить в программу. Выдумывать и формулировать ее от первого и до последнего слова - дело неблагодарное и хлопотное. Гораздо удобнее в уже существующий универсальный документ внести свои изменения и пользоваться им. Такую основу разработал коллектив авторов и представил ее на круглом столе «Разработка рабочей программы школы при внедрении ФГОС».

Будем надеяться, что эта разработка пригодится участникам математического Дня, когда они будут планировать работу в будущем учебном году, впрочем, как и другие рекомендации, полученные сегодня.

Елена Куценко
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон