Рейтинг@Mail.ru

1 апреля 2015

День учителя химии РФ

Педагогический марафон 2015

- Как видите, все нас испытывают. Природа испытывает - на прочность, департамент образования - на выносливость, ученики - на профессионализм, - так начала выступление Ольга Рыбникова, учитель гимназии № 1257. Ее лекция была посвящена работе с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Как выяснилось, интерактивные доски висят в классе почти у всех, а обновленная версия наглядного пособия обещает превзойти все ожидания: теперь она включает в себя видеофрагменты, 3D-модели и даже конструктор собственного урока. Можно выбрать из всех тематических слайдов нужные и расположить в удобном для вас порядке.

- Помните, как трудно на пальцах объяснять детям о смещении химического равновесия? А теперь в эту тему можно даже поиграть, - рассказывает Ольга Рыбникова. Учителя наблюдают, как на экране внутри стеклянного куба блуждают молекулы. Под картинками проявляются формулы, а ровный дикторский голос детально рассказывает, как на заводах в промышленном масштабе производят аммиак.

Больше всего слушателей собралось на лекции доцента кафедры химии РГУПС Владимира Доронькина «Формирование навыков решения расчетных задач по химии». Опыт предыдущих лет показал: самые сложные для выпускников задачи - на технику расчетов. Ключ к решению - четкий алгоритм. На цифры смотрим в последнюю очередь, сначала составляем точный логический план решения: ведь многие задачи по химии решаются не с начала, а с конца.

В лекции Владимира Николаевича нашлось место и полезным подсказкам: - В прошлом году полстраны неправильно сожгли сероводород в избытке кислорода! Проследите, пожалуйста, - подмигивает профессор учителям. К концу напряженного занятия среди вычислений мастера нашлась ошибка: один из множителей написан неверно, но решение и ответ правильные.

- Давайте обсудим, что ставить на ЕГЭ за такую оплошность? - нашелся лектор, - может быть, ноль?

Однако большинство учителей проявили благосклонность: ответ-то правильный, значит, можно засчитать балл.

Кандидат педагогических наук, автор многочисленных учебников по химии профессор Олег Габриелян обсудил с педагогами актуальные проблемы школьного химического образования. В частности - катастрофическую нехватку учебных часов: - Видимо, не все наши министры в школьные годы успевали по химии - как иначе объяснить, что именно химию у нас начинают изучать с восьмого класса?

Правда, школы сами решают, вводить ли химию в седьмом классе - но это решение требует от самого предметника изрядных усилий. Олег Сергеевич предлагает «идти в обход»: он издал учебник по химии для седьмого класса, который был внесен в федеральный список. Есть учебник - есть возможность начать заниматься в седьмом классе. Остается только договориться с администрацией.

Обсуждение коснулось и таких нововведений, как объединение школ, несовершенная пятибалльная система оценивания, реформа методических центров:

- Раньше был один методист по химии в районе, но он знал в лицо каждого учителя химии и почти всех его «трудных» учеников. Тогда методология держалась на плаву. Теперь методологических служб много, а вот грамотных изданий по химическому эксперименту - раз-два и обчелся. Так химии недолго и вообще потерять статус экспериментального предмета.

На лекции издательства «Просвещение» о средствах реализации требований ФГОС к результатам обучения химии Алексей Журин презентовал свою новую работу - УМК «Сферы. Химия. 8-9 классы».

- Создавая учебные программы, многие руководствуются своими научными интересами. Кажется - мне интересно, значит, и детям будет интересно. А что если включить все второстепенные темы, хотя бы по чуть-чуть? А некоторые сведения, успевающие за три года набить у учащихся оскомину, наоборот, перенести сразу в 11 класс? Так мы избежим «эффекта надкусанного яблока» у школьников: я уже знаю все про хлор, в восьмом классе проходили…

Что нужно сделать сразу, так это обсудить «правила игры»: рассказать о научном методе, об относительности любых измерений, научить правильно читать формулу, дать представление о многообразии химических реакций.

- Мы должны за год пройти весь вековой путь развития науки, но так, чтобы не было слишком трудно.

Бывает, что сама система не дает реализовать эту задачу:

- Недавно закончилось открытое интернет-обсуждение примерной программы по химии. Большинство педагогов проголосовали за перенос всей органической химии в десятый класс. Я и рад бы, но я в плену КИМов, - объясняет автор, - поэтому приходится оставлять несколько ознакомительных глав по органике в курсе восьмого класса. Иначе я подведу детей.

Доцент факультета психологии МГУ Наталья Дерябина провела семинар «Классы формул и формулы классов: от ЕГЭ до МГУ». Рассмотреть все параметры, по которым одна химическая формула отличается от другой, - беспроигрышный способ систематизировать свои знания. Формула может описывать одно вещество, несколько, или целый класс веществ; структуру или качественный состав. Формула отражает малейшее изменение вещества, любую реакцию. В общем, разберись с Ее Величеством Формулой - и предмет у тебя в кармане!

Чтобы бдительность слушателей не ослабевала, Наталья Евгеньевна предложила первоапрельский розыгрыш:

- В моей презентации будут время от времени выскакивать ошибки, а вы их ловите! - правда, в конце семинара оказалось, что ошибок так и не было допущено. - Ну и что же? Разве не обманщик тот, кто пообещал вас обмануть и не обманул? Зато вы внимательно следили за ходом мысли, - парировала Дерябина.

Эффектное окончание дня - выступление заведующего лабораторией химии Политехнического музея Дениса Жилина . Тема лекции: как сделать химию любимым предметом.

- Известно, что не все дети жалуют наш предмет. Думаю, все дело в том, что их восторженные ожидания не оправдываются: за пару лет мы доказываем им, что химия - наука не о веществах и превращениях, а о формулах. Выход очевидный: нужно идти от факта. Ошеломлять, увлекать, показать детям, что химия - та же компьютерная игра, только не нарисованная, а реальная, не «где-то там», а прямо здесь.

Недолго думая, Денис Михайлович расставил на столе пузырьки с химикатами и принялся, жонглируя ими, ловко проводить опыты. За его спиной на экране высвечивались непонятные слова и значки. Что учит качественнее: наглядный эксперимент или определение понятия? Почувствуйте разницу…

Итак, готовя к ЕГЭ, решая задачи, рассматривая формулы, не пожалеем времени и реагентов на пару-тройку красивых наглядных опытов. Если дети и не идеально знают химию, то пусть хотя бы они ее любят так же, как мы.

Александра Чканикова
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон