Рейтинг@Mail.ru

25 марта 2015

День школьного психолога и коррекционной педагогики РФ

Педагогический марафон 2015

Как всегда, этот День марафона был многолюдным, насыщенным и разнообразным. Одна из тем дня - как организовать психологическое сопровождение введения ФГОС.

Лекция «Возможности психолога в формировании УУД», которую прочитала Татьяна Меркулова, психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», была о том, как специалисты центра учат педагогов выстраивать обучение в ключе системно-деятельностного подхода и достигать заложенных в новых стандартах метапредметных результатов.

- Одно из главных препятствий здесь - привычные способы работы, старый опыт, который не дает учителям увидеть новое, - отметила Татьяна Викторовна. - Например, результаты работы по ФГОС с позиции ученика можно представить следующим образом: «Я умею и знаю, как составлять целое из частей, давать определение понятиям, относить объекты к понятиям, сравнивать объекты, систематизировать информацию...».

А если перевести это с языка ребенка на взрослый, то за этим стоят универсальные учебные действия: анализ, сравнение... Когда учителя слышат эти знакомые слова, у них возникает ощущение «я все это хорошо знаю», тогда как на самом деле учитель отождествляет универсальные учебные действия с логическими операциями. Но это разные вещи... Универсальное учебное действие всегда происходит в поле цели. Я сравниваю не просто потому, что учитель дал мне задние сравнить, а чтобы достичь какой-то цели, например, сделать выбор между разными объектами. А если это логическая операция, наличие цели принципиального значения не имеет.

Лекция «Психологическое обеспечение рабочих (учебных) программ в условиях ФГОС: 12 шагов» Аллы Думчевой, доцента кафедры психологии СПбАППо (Санкт-Петербург) и Ольги Голуновой, педагога-психолога высшей категории ГБОУ No 628 «Александринская гимназия» Санкт-Петербурга привлекла слушателей своей технологичностью и тщательной проработкой всех шагов практической реализации. За единицу анализа они взяли класс. Такой подход хорошо укладывается в модели учительского мышления. - Молодцы питерцы! Чувствуется психологическая школа! - психологи еще долго обсуждали лекцию.

На третьей линейке дня с Аллой Думчевой и Ольгой Голуновой можно было встретиться еще раз. Их выступление было посвящено психологическому сопровождению школьников группы риска в условиях ФГОС. Докладчики коснулись всех аспектов этой непростой задачи, дали конкретные рекомендации, подкрепив их примерами из собственного опыта:

- Важно обращать внимание учителей на то, что универсальные учебные действия в своем формировании проходят ряд этапов. Например, учительница второго класса жалуется: «Вася несамостоятельный, у него бардак на парте, то он сделал не так, это он не сделал». Если выразить эту жалобу на языке стандарта, получается, что у Васи не сформированы регулятивные учебные действия. А они должны быть у него сформированы к этому моменту? И если должны, то на каком уровне? Согласно нормам возрастной психологии, Вася должен делать то, что он не делает, на уровне образца. А по образцу Вася все делает, и делает хорошо, То есть это не с ребенком что-то не так, это мы предъявляем к нему завышенные требования.

Надо сказать, во всех докладах и диалогах этого дня явственно ощущалась их практическая направленность. Большинство выступлений были нацелены на представление возможностей конкретных психологических средств и инструментов. Так, консультант группы компаний «Персонал Софт» Павел Киселев вместе с ведущим методистом фирмы «1С» Евгенией Кусакиной рассказали о программе комплексной диагностики личностного развития ребенка. В частности, речь шла о диагностике ценностных ориентаций и диагностике готовности к выбору профессии.

А педагог-психолог школы No 4 города Мытищи Антонина Иванова представила авторскую разработку - «Журнала учета содержания и времени работы педагога-психолога», он поможет провести анализ собственной деятельности.

Старший научный сотрудник Центра практической психологии Галина Резапкина представила оригинальную диагностическую методику «Характер и профессия» и рассказала о том, как учитывать акцентуации характера в профориентационной работе. Удивительно тонкое и вдохновенное занятие провела профессор МГППУ Ольга Хухлаева! Она поделилась замечательными историями, показывающими, как практическая психология обнаруживает себя в самых обыденных ситуациях:

- Как-то в Казахстане мы начали очередное занятие, и обнаружилось, что тряпичного материала не хватает. Я предложила сдавать групповую куклу. Разделиться на группы с похожими желаниями по поводу позитивных изменений, которые хотим привнести в жизнь, и сделаем куклу-символ. Я не могла даже предположить, какой прилив энергии вызовет эта работа. В нее вовлеклись все: и учителя, и директора, и вдруг в какой-то момент все, не сговариваясь, запели. Разве не чудо - когда внутри людей буквально на твоих глазах растут светлые, радостные чувства?

...Кстати, и на марафоне в этот день произошло подобное чудо. Педагоги детского авторского центра «Островок» города Видное Алеся Лопатина и Мария Скребцова разыграли волшебные истории за ширмой кукольного театра. Зрители сразу включались в действо и начали помогать (репликами из зала) несчастной и очень из-за этого вредной Бабе-Яге постигать суть нормальной жизни...

Анатолий Витковский
Учительские конференции

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон