Рейтинг@Mail.ru

17 апреля 2014

17 апреля — День учителя физической культуры РФ

Педагогический марафон 2014

День начался с лекции «Проектирование индивидуальной траектории физического развития на уроках физкультуры». Ольга Немова, заслуженный учитель и автор методического пособия по физической культуре для 5-9-х классов ИЦ «Вентана-Граф», начала с теоретических основ - ФГОСа.

Все тот же ФГОС, сколько уже о нем проговорено, а тема все равно неисчерпаемая - потому он напрямую касается жизни школы, учителя, каждого ребенка. Как же абстрактная логика ФГОСа разворачивается на конкретном содержании предмета физическая культура?

На материале учебных дисциплин отчетливо видно, как новый стандарт меняет позицию учителя, одно изменение влечет за собой множество других. Если провозглашена индивидуальная работа, то меняется подход к мотивации детей. Им должно быть комфортно двигаться по своей образовательной траектории, а значит, они должны «идти на урок физкультуры с радостью».

Надо заметить, что это серьезный поворот от понимания спорта как преодоления к спорту как физической радости, торжеству тела. Физическая культура - предмет особый, идущий от древних греков. Он воспитывает душу с помощью тела, а учитель физкультуры - почти тьютор, который должен быть все время рядом, все время отслеживать меняющуюся ситуацию.

Однако какие же технологии овладения собственной траекторией есть у ребенка? Тут сразу возникает вопрос оценивания.

Например, Ольга Арнольдовна активно использует технологию рокировки. Эта технология не для всех детей работает, но работает. Суть проста - оценки приравниваются к шахматным фигурам: ферзь - 5, слон - 4, ладья - 3, пешка - 2. Ребенок сам выставляет себе оценку, и учитель может прибавить еще две, так что за урок школьник получает три оценки разом. Снимается тревожность, появляется рефлексия.

Использует Ольга Немова и технологические карты, которые позволяют ученику самому задавать планируемые результаты обучения (а отсюда рукой подать до умения планировать вообще и формировать свой образ будущего, вот вам и метапредметные навыки!); использует и технологии парного обучения, когда один ребенок помогает другому (что значительно ускоряет освоение трудных элементов), и инструменты коллективной диагностики самочувствия класса (после урока девочки на выходе из зала взяли по стикеру и наклеили: красный - 5 , зеленый - это 2, цветовая диаграмма прошедшего урока как на ладони, сиди, учитель, разбирайся, почему у них сегодня плохое настроение, а вчера на ура отбегали). Новый ФГОС дает свободу учителю, убеждена Ольга Немова, а построение индивидуальной траектории ребенка - предельно гибкий инструмент педагога, но инструмент, требующий постоянного контакта с учеником. Ведь ребенок поднимается по ступеням личностного роста, и здесь важны его самоконтроль, его саморефлексия. А у педагога таких «индивидуальных лесенок» - целый класс, и с каждым надо работать отдельно, играючи - ведь дети любят игру, дети - это легкость. Учителю нужно уметь гибко подстраиваться не только под образовательные потребности, но и учитывать самочувствие класса. Если, скажем, на предыдущем уроке была контрольная, лучше детей не напрягать освоением новых элементов. И так каждый день - варианты тренировок, диагностические карты, совместная работа детей из спецгрупп и детей с обычным здоровьем.

К слову о коррекционной физкультуре и месте детей с ограничениями по здоровью на уроке. Ольга Арнольдовна твердо убеждена, что дети должны заниматься вместе - ведь в одних и тех же упражнениях можно варьировать нагрузку. И вообще, в спорте нет инвалидов. Если не верите, пересмотрите записи зимних Паралимпийских игр!

Об этом же говорили и на круглом столе «Паралимпийские игры глазами очевидцев», который вела Ольга Леонтьева, главный редактор журнала «Спорт в школе - Первое сентября».

Если Олимпийские игры - прежде всего история побед, история состязания человеческого духа, то Паралимпийские - история жизни во всей ее полноте, в трагической подлинности. Эта тема для нас еще непрояснена, ведь каких-то десять лет назад в СМИ тема инвалидов была под негласным запретом.

Там где жизнь, там сложность, там нюансы и детали.

Кажется, нельзя называть паралимпийцев инвалидами - это очевидно. Но и люди с ограниченными возможностями - тоже не корректно. А как? Люди с инвалидностью, с сенсорными нарушениями - это термин медицински нейтральный.

А вы знаете, например, что одно из этикетных правил - не обходиться со спортсменами с инвалидностью как с больными людьми, но главное - не превозносить их достижения, как нечто экстраординарное. Иначе получается, что мы от них и не ждали ничего. А они - паралимпийцы - действительно совершают вещи поразительные. Чего стоит один гигантский слалом среди слабовидящих.

Оказывается, спортсмены спускаются в паре - сначала профессиональный гид-горнолыжник с микрофоном, а следом за ним, с небольшой дистанцией - спортсмен-паралимпиец. Он ориентируется только по слуху. По командам гида, на скорости около 100 км/ч. Неудивительно, что в случае победы дают два комплекта медалей - спортсменам и их гидам.

С отчетом-размышлением о «Спортивном лонгмобе» - масштабном четырехмесячном проекте ИД «Первое сентября» выступила главный редактор "Спорт в школе" Ольга Леонтьева.

Подробные итоги и статистику проекта можно легко узнать на сайте http://longmob.1september.ru/. Кратко заметим, что участники лонгмоба чуть-чуть не докрутили счетчик пробега до 22 экваторов, а суммарно преодолели 719 998 километров!

Бежали как душе угодно - с мячом и без мяча, на лыжах и на коньках, бежали эстафеты, организовывали велозаезды, заплывы, парады, лазание по веревкам, езду на собаках, катание на самокатах от издательства "Самокат"... Школы умудрились задействовать больше ста видов спорта! Участвовали 80 регионов, впереди Краснодарский край, за ним Москва и Татарстан...

Аудитория была единодушна - лонгмоб следует продолжать, и у этого проекта определенно есть будущее.

Только вот какое? Главная идея лонгмоба была - не соревноваться: каждый участник ценен именно участием, но, увы, некоторые школы все-таки устроили соревнование.

- Это стремление очень сильно в наших школах, - с грустью заметила Ольга Леонтьева. - Контроль и соревновательность...

- А как без контроля? - тут же возник вопрос из зала. - Мы же по закону несем ответственность за их жизнь и здоровье, а вдруг они убегут куда-то не туда? Изменить такую позицию может только сам педагог, развела руками Ольга Леонтьева, масса примеров, когда учителя рискуют довериться детям и только выигрывают от этого. Дети очень высоко это ценят. Главное - не бояться!

...День закончился, а в зале учителя все еще толпились у стендов с учебной литературой, в холле выстроилась огромная очередь сфотографироваться с олимпийским факелом - с одним из тех факелов, с которым бежали олимпийскую эстафету.

Марафон продолжается!

Алексей Олейников
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон