Рейтинг@Mail.ru

5 апреля 2014

5 апреля — День учителя физики РФ

Педагогический марафон 2014

Ключевым вопросом дня стал ЕГЭ по физике. Лекция «Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА-2014» собрала наибольшее число слушателей. Ее вела председатель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по физике (ФИПИ), заведующая отделом естествознания МИОО Марина Демидова . В зале царила напряженная тишина: педагоги сами превратились в прилежных учеников. Итак, внимание к физике растет, ее сдают более охотно, но преимущественно мальчики. Минимальную границу преодолели далеко не все, кто вызвался сдавать физику как профильный предмет.

Задачи раздела А и В решают многие, однако простые задачи по квантовой физике решают хуже, чем сложные задания по механике.

Задачи на понимание, «на соображалку» даются детям достаточно тяжело. Формулу знают, а что она показывает - вспомнить не могут. Программу седьмого и восьмого класса дети усваивают стабильно хорошо, а все, что учат после ноября в одиннадцатом классе, почему-то вылетает у учащихся из головы.

Западает все, что касается насыщенного и ненасыщенного пара и влажности воздуха (задания висят в банке, никто ничего нового не придумывает, а ошибок много); процент выполнения заданий группы В по электромагнитным явлениям высокий, но ошибки связаны с непониманием физических процессов.

Решение задач в части А - без проблем, задания выполняются примерно половиной сдающих, но если задача с нетипичным заданием - выполняют ее значительно хуже. В прошлые годы к заданиям с многозначными ответами приступало меньше детей, они просто набирали нужные баллы и уходили. А надо бы писать все, что знаешь, зарабатывать все баллы, какие только можно; попробовать решить все.

Учителей беспокоил вопрос, будут ли издаваться тематические сборники заданий для подготовки к ЕГЭ? Не будут, все висит в электронном виде, нет смысла издавать - считают специалисты. В этом году полностью сменился состав Рособрнадзора и ФИПИ.

Тему продолжила руководитель разработчиков КИМ ГИА-9, заведующая лабораторией экспертно-аналитического отдела ГАУ МЦКО Елена Камзеева. Из ее лекции «Основной государственный экзамен по физике в 2014 году»:

- Идея с открытым банком заданий пришла к нам осенью, потом подкрепилась госзаказом. Банк ФИПИ совершенно не удобен для учителей: задания собраны по четырем темам, четкого разделения нет, ответы не даны. Сейчас в открытом банке задания для девятого класса собраны в двадцать семь линеек, по числу заданий в экзамене. На каждое задание от ста до двухсот примеров. Исключение составляют тексты на физическую тему - их не более пятидесяти, и новые тексты в этом году не появятся. То же и с экспериментами - их можно было придумать сколько угодно, но мы должны опираться на реальные утвержденные комплекты пособий. Количество экспериментальных умений ограничено школьной программой и комплектацией школьных классов.

Камзеева констатировала: учителя получили совсем не тот открытый банк, которого ждали, это не более чем иллюстративный ряд, который можно учитывать при организации работы. К тому же файлы в формате PDF, а значит - мало возможностей для редактирования и оперативной работы.

- Нам часто пеняют: вы придумываете хитрые задачи. А мы не хотим хитрить, мы против натаскивания, хочется проверить именно понимание. В будущем году ФИПИ будет придерживаться ранее взятой линии: как можно меньше задач на расчет, как можно больше практических вопросов, три задачи, два вопроса с множественным ответом.

Лекцию «ЕГЭ как повод изучить физику. Записки преподавателя» провел кандидат физико-математических наук Леонид Иосифович Ястребов: - Еще шестьдесят лет тому назад Григорий Ландсберг в предисловии к учебнику физики отметил, что уровень знания физики у наших школьников непозволительно низок. А как оно вам теперь?

- Еще хуже, - раздались голоса из зала.

- Вы правы! В восьмидесятые годы коэффициент усвоения знаний у школьников был в пределах от десяти до тридцати процентов, сейчас - от трех до десяти. И особенно страдают физика, химия и география.

В чем причина? Мы все выросли из традиционной линейной культуры, мы привыкли к ступенчатой системе познания. Сейчас культура стала мозаичной: никаких отправных точек, никаких определенный траекторий, нужно постоянно менять тему. А мы люди книги: последовательны, внимательны, неповоротливы. Так почему бы не воспользоваться ЕГЭ, чтобы переломить ситуацию и начать обсуждать и обговаривать с учениками отдельные задания?

- Ребенок с клиповым мышлением ничему не научится сам, - утверждает Ястребов, - Ни рефлексировать, ни систематизировать полученные знания. В физике крайне важна интеракция (взаимодействие - Ред.).

Леонид Иосифович поделился с собравшимися собственной программой подготовки школьников к ЕГЭ, суть подхода - «стоит задержаться на простом, чтобы не плавать в сложном». Ну, а технология - «учите писать все, не пренебрегать черновиками, подкорка выдаст все, как только начали работать - хотя бы рисовать для разгонки».

На лекции «Полиграфические и электронные дидактические материалы по физике для достижения метапредметных результатов» речь зашла о качестве методических пособий по физике.

- Некоторые рабочие тетради бывают устроены хуже, чем простые сборники задач, - высказала свое мнение учитель физики, кандидат педагогических наук Татьяна Ханнанова, - ответы не даны, задания скучные, однотипные. Рабочая тетрадь не панацея в освоении метапредметных навыков.

Что выдает хорошее пособие? Нацеленность на планомерно-поэтапное формирование умственной деятельности, варьирование типов заданий в рамках одной и той же темы, в то же время - наличие единого алгоритма для решения однотипных задач. Идеальная рабочая тетрадь по физике должна включать в себя подборку алгоритмов и схем, памятку о том, как решать задачи разных типов.

Некоторые методисты говорят о сотнях алгоритмов, применимых в ходе изучения физики в школе, но каждый педагог волен сам выбирать, что использовать для обучения своих учеников. Однозначно: скучное руководство «внимательно рассмотрите график - о чем он нам говорит?» мало поможет.

Татьяна Ханнанова озвучила универсальный алгоритм обучения ребенка новому виду деятельности, который пригодится каждому учителю: сначала выполнять действия вместе с учениками, затем побудить их составить общую схему действий, затем - мотивировать работу на закрепление. На последнем этапе требуется от десяти до четырнадцати однотипных упражнений.

Лекцию «Работа с интерактивными учебными пособиями серии «Наглядная школа», версии 3.0, на уроках физики» провел руководитель проекта «Наглядная школа» Александр Кудрявцев. Девиз проекта - максимальная наглядность для учеников и максимальный комфорт для учителя.

Вниманию педагогов был представлен новый учебник с возможностью быстро находить нужную тему, распечатывать материал для урока, решать задачу на электронных «полях» - традиционным способом, но в интерактивном режиме. Справочные таблицы можно рассматривать через виртуальное «увеличительное стекло». В приложении имеются виртуальные лаборатории, где можно при помощи компьютерной мыши показать детям, как пройдет завтрашняя лабораторная работа, или быстро объяснить новый материал.

Александр Кудрявцев привычным движением захватывает нарисованную латунную гирю и отправляет в нарисованную колбу с водой. Потом красным виртуальным маркером показывает, как изменился уровень воды.

- То же самое можно сделать на реальной лабораторной работе, а если ученик проболел - сможет посмотреть, как это было.

Учебник педагогам понравился, однако возник вопрос: есть ли демоверсия, чтобы показать администрации и убедить директора закупить пособие? Кудрявцев заверил, что фирма готова приехать в любую школу и собственноручно провести презентацию учебника

А вот учитель физики МОУ «Лицей г. Фрязино» Михаил Чжан на мастер-классе «Проблемный физический эксперимент как фактор развития критического и универсального мышления» высказал мнение, что в последнее время слишком часто и необоснованно реальные физические эксперименты заменяют виртуальными. Это можно понять: методическая литература застряла в прошлом веке, культура приборов на грани выживания. А между тем древнейший и простейший эксперимент по нагреванию шарика мы помним годами. Не надо лениться проводить эксперименты, не стоит надеяться, что дети подобное уже видели сами в быту.

- Это мне, педагогу-физику, с годами скучно становится показывать одно и то же, а для шестиклассника лампочка загорается в первый раз! И вообще, дети любят реальную практику - присмотритесь в следующий раз, как жадно они наблюдают за тем, как кто-нибудь стирает с доски…

Попросите детей описать эксперимент - результаты ужасающие. Половину они не увидели, а то что видели описывают несусветными словами. Не надо сдаваться, надо просить их думать, и к десятому эксперименту они станут работать гораздо лучше. На контрольных экспериментах - дети вообще думают сами, даже постановку прогноза берут на себя.

Стол перед кафедрой щедро заставлен приборами. Эксперимент «поджаренный диод»… «огненный пунктир».. Важно, чтобы дети видели кухню, а не только результат.

Чжан стравливает провода, заставляет лампочку мигать, и сам улыбается в зал через облачко дыма. «О-о!» - раздается дружно. В руках этого потрясающего учителя все превращается в физический опыт: две старые бобины для перемотки кинопленки, половинка бутылки и пинг-понговый шарик.

- Физика - это предмет о предметах, о вещах, которые можно пощупать, в которые можно верить. А в электронном виде я могу изобразить все что угодно, это антифизика.

Хотя в выступлении «Развивающий физический эксперимент на уроках (на примере урока-панорамы)» Владимира Маркова, учителя физики и директора школы из г. Люберцы, говорилось как раз о пользе компьютеров. О потрясающих фронтальных экспериментах в старших классах. И это годится даже для самых слабых классов.

Профессор кафедры общей физики физфака Южного федерального университета Лев Монастырский прочел лекцию «Методика определения дифференцированных траекторий образования (технологических карт) при подготовке к ЕГЭ по физике». По мнению профессора, технологическая карта должна защищать педагога и учащихся от слишком быстрого и беглого изучения простейших явлений. Например, простая универсальная задача на силу трения, разобранная по косточкам и решенная несколько раз в разных вариантах, на ЕГЭ позволит решить все задачи про спуск с горки или про лыжников на трамплине.

К решению надо подходить «в принципе». Вот задачки на влажность. Трудные, потому что начальный этап изучения свойств воды быстро проскакивается. А стоит потратить несколько дней на то, чтобы заставить воду в стакане испаряться, потом закрыть его крышкой и заставить ее перестать испаряться. Идея насыщенного пара потом помогает решать сложнейшие задания молекулярной физики. То есть сначала - база, потом - нюансы.

Кандидат физико-математических наук Лев Генденштейн на лекции издательства «Мнемозина» «Новый УМК для старшей школы (базовый и углубленный уровни)» говорил о том, как можно систематизировать ключевые ситуации физики: движение системы тел, мертвые петли, движение подвешенных грузов…

- Заметьте, не ключевые задачи, а ключевые ситуации. Ситуация - открытая структура, к ней вы с детьми можете поставить множество вопросов и задач.

На лекции «Познавательные задачи для урока и элективного курса» педагог московской школы №1 Елена Алексеева представила пропедевтический курс «Физика вокруг нас», рассчитанный на учащихся 3-6 классов, в котором предлагается масса проективных и практических задач: как по положению радуги выяснить, что картинка сделана не с фотографии? В каких ботинках лучше всего ходить по горам? Как с завязанными глазами на ощупь определить, какой камень ты держишь в руке? Можно и разобрать голливудские фильмы на предмет соответствия законам физики: найти распространенные оптические и механические «ляпы». А учитель Андрей Тарчевский из школы № 179 (Москва) назвал свою презентацию: «Красивые и необычные опыты и демонстрации на уроках физики и на физическом практикуме». Учащиеся школы пробовали не много не мало - а создать действующую модель гидроэлектростанции…

И зависть брала к учителям физики!

Александра ЧКАНИКОВА
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон