Рейтинг@Mail.ru

25 марта 2014

25 марта — День классного руководителя РФ

Педагогический марафон 2014

Лекция «Инновационный вызов современной школе: индивидуальные образовательные программы учеников» была прочитана Татьяной Ковалевой, доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики МПГУ, Президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации. Цель - «открыть дверь в пространство тьюторской педагогики». Вокруг индивидуализации образования много мифов - но это не индивидуальный подход и не индивидуальные занятия. Суть в том, что человек понимает про себя. Умеет ли он выбирать то, что надо ему, а не просто «надо»? Культура выбора - это разбуженная культура, ее приходится выращивать. Пока не умеем - пока образование у нас стандартоориенитрованное. Хотя пора бы понять, что стандарт - это политика. Педагогика ориентируется на ребенка. Не случайно запад постоянно понижает стандарт - нет большой доблести в том, что ребенок решает логарифмы, но не может распознать свои цели и потребности. Важно знать: индивидуализация - процесс развития субъективности. Это точно входит в наши планы?

Лекция «Как работать с интересом современного школьника: основания, средства, условия», прочитанная Юлией Изотовой, руководителем Московского тьюторского центра, главным редактором журнала «Тьюторское сопровождение», была посвящена уже средствам работы с детской субъективностью. Интерес - первая ее ласточка. Но, во-первых, интерес непросто поймать. Даже насыщая пространство разными активностями и организованностями, трудно сделать так, чтобы элементы этого пространства стали явными для ребенка. Но он обязательно за что-то ухватится, если у него есть личные цели. (Тут лектор приводила пример с листком бумаги, который можно использовать в десяти как минимум самых разных ситуациях). Если нечто востребовано на уровне мотивации, оно сработает. И будет обязательно преобразовано. И все-таки - откуда берутся у ребенка цели? В том и роль тьютора - он создает такие ситуации, где ресурсы ребенка могли бы открыться, где он смог бы себя апробировать. Тогда он может что-то понять про себя, понять - где он, в чем его сила. Большая часть лекции была посвящена картированию ресурсного поля как способу работы с реальностью ребенка: «Кто какой, как это выглядит, как называется… и оказывается, у некоторых детей похожие задачи, и один другому может быть ресурсом».

Лекция Екатерины Александровой, доктора педагогических наук, профессора Саратовского госуниверситета имени Н.Г.Чернышевского, на тему «Классный воспитатель, классный руководитель, тьютор: в какой роли мы нужны современному ребенку?» лишь отчасти соотносилась с тьюторскими штудиями. Большое место было уделено повседневной - такой узнаваемой - практике общения с детьми с позиций «надо». Тогда как современный ребенок долженствование в чистом виде не приемлет, он спрашивает «зачем». Однако сплошь и рядом проводятся мероприятия, которые детям совершенно не нужны (были примеры, у лектора большой опыт чтения планов воспитательной работы). «Попробуйте спросить детей, которые пришли к вам на классный час, - вы зачем сюда пришли? - обращалась лектор к залу. - Вы услышите невероятные ответы!» В результате - та классификация выпускников школы, которую им дают старшекурсники: «пофигисты», «конформисты», «нехочухи». А где творческий дух и перфекционизм? С другой стороны - классного руководителя ценят за бумаги и картинки-презентации. А можно ли снять и зафиксировать разговор с ребенком наедине? А работу клуба по принципу сопроживания? Элемент тьюторства в работе классного руководителя крайне востребован современным ребенком.

Центральное событие Дня - лекция Марины Битяновой, кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», главного редактора журнала «Классное руководство и воспитание школьников». Она называлась «Современный ребенок: каков он?»

Новые дети - и по физическому, и по психологическому складу - мыслят образами и схемами, тогда как их погружают в процессуально-логические связи. Они неагрессивны и недирективны, акселерация сменилась ювенилизацией (они дольше созревает физиологически). Они послушнее, подростковый кризис ушел из школы, а с ним и энергия взросления. У них уже другой тип волевой саморегуляции - без понимания цели не запускается мотивационная активность. Другой тип сознания - синтезирующее, а не аналитическое. В потоке вываливающейся им на голову информации каждый сам учится быть человеком - среди них много людей, выстроивших для себя морально-ценностные опоры самостоятельно. Но больше - не сумевших это сделать при отсутствии ценностей, абсолютных для всех в обществе. Все это мало освоено педагогикой. Но дети - какие есть - ищите новый педагогический язык.

Более того, роль детства как особого возраста в современном обществе снижается. Мир взрослых "игроизируется" - они много играют на полном серьезе. Они и с ребенком - словно в "дочки-матери" играют. А дети взрослеют все раньше. Так что же делать? Понимать свое незнание. Прислушиваться к переменам. Пытаться найти образование, которое подходило бы современным детям. А именно: меньше готового знания в пользу самостоятельно добываемого; вообще: меньше объема, больше точек зрения и общения. Изменение самих представлений учителей об образовательном процессе совершенно необходимо.

Лекция Марины Чибисовой, кандидата психологических наук, доцента Московского городского психолого-педагогического университета, главного редактора журнала «Школьный психолог» была посвящена теме "Как заинтересовать родителей при помощи интерактивных форм работы". Как мы знаем, партнерские отношения с родителями не складываются из-за притязаний сторон на «я лучше знаю». Лектор назвала и раскрыла в деталях три магических правила разговора с родителями: кратко, грамотно, безопасно. В чем наша цель? Нам нужна обратная связь. Ее нет без понимания запроса родителей. О том, как неназойливо и тонко организовать поддержку воспитательской грамотности родителей и шла речь. Например, по модели Дэвида Колба: никакой теории вначале, а - получение опыта, осмысление, теоретическая рефлексия (знания) - экспериментирование.

А Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» познакомил гостей марафона с прекрасными классными руководителями из гимназии № 1514 (Москва) - в рамках занятия «На пути к самостоятельности: развитие организационных умений у подростков». Занятие вела Татьяна Беглова. Речь шла о теории постановки цели - как понятно из обзора, это тема, которая прошивала все мероприятия дня. Но когда конкретный учитель рассказывает о конкретном процессе принятия детьми цели, это потрясающе интересно. Елена Магич, классный руководитель 6 класса дала метафору: когда есть гора камешков (цель), надо представить ее как ряд камешков (задач). И рассказала, как неудачный опыт создания школьной газеты всех удивил и привел класс к новому поиску. Но тут умелое руководство - то есть понимание всего поля условий создания хорошего продукта - важно: детям не очевидны подробности, даже удивительны. Не забудем цепочку структуры любой деятельности: мотивы - цель - задачи - планирование - контроль - рефлексия. «Наша действительность - это наша деятельность» - звучало на занятии.

Наконец о последней - но не по важности - лекции Даниила Дорофеева, доктора философских наук, профессора, президента Российского общества Макса Шелера, члена Санкт-Петербургского философского общества: «Мир в Интернете: перспективы формирования творческой личности».

Говорить о том, что мир Интернета не вполне настоящий, лектор начал не сразу. Сначала он обрисовал древнюю Грецию, колыбель культуры. Мир принципиально открытый и личностный, в котором не столько южное солнце, сколько интенсивность общения людей продуцировало радость. Условие, без которого творческое развитие невозможно: «Грек всегда был вовлечен в дружественную общность, коллективное существование было естественным, а образовательный процесс - публичным, он шел на каждом шагу. Об убийственности образования без диалога говорил еще Платон. Но что происходит, когда образование идет в интернете? Компьютер трансформирует знания в информацию. Ее не переосмысливают, а передают. Это контент, а не содержание. Творческое начало там не разовьешь. А личностная составляющая не может появиться ни из какого другого места, как из живого контакта человека с другим человеком. Никто никогда не сможет заменить учителя, который в живую открывает ребенку мир культуры. Таких учителей сегодня очень не хватает…

… Что же на круг? У каждого учителя свои «коридоры» - культурные школы, философские основания, психологические предпочтения, технические ходы - то к чему мы привыкли, к чему прибегаем при решении задач. Не будем забывать, что очень часто это стереотипный набор. Не попробовать ли другие? Приходите на марафон! Второй день был тоже очень интересный.

Людмила КОЖУРИНА
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон