Рейтинг@Mail.ru

31 марта 2012

31 марта — День учителя физики

Педагогический марафон 2012

Первая линейка началась с открытого семинара МИОО «Актуальные задачи школьного физического образования и пути их решения». Доцент МИОО Марина Демидова рассказала об особенностях подготовки и сдачи ГИА. Оказывается, что качество сдачи экзамена в столице и некоторых регионах очень высокое.

- У нас уже и троечников не осталось, - заметила Демидова, - потому что сдавать физику идут дети мотивированные, а мы не закладываем это при подсчете баллов.

В ходе семинара всплыла и проблема: в Москве, по словам Демидовой, уделяют избыточное внимание диагностике учебных достижений.

- Коллеги, никто вас заставить проходить диагностику не может, - сказала она. - Обязательна только плановая проверка по зданию департамента образования. Все остальные виды диагностики - только добровольно и по желанию школ.

Главная причина - увлеченность администраций школ различными рейтингами и желание занять все возможные места во всех таблицах и списках.

- Не надо каждые две недели гонять детей на диагностику, - подытожила она. - Иначе к марту они у вас выдохнутся окончательно. Здесь работает олимпийский принцип: к Олимпиаде спортсмены должны подойти отдохнувшими, на пике своих способностей.

О многопрофильном открытом банке заданий по физике рассказала Татьяна Мельникова, методист МИОО. На сайте http://www.opencollection.ru, который открылся в этом году, выкладываются интерактивные задачи для ЕГЭ, ГИА и олимпиад. Причем охвачена не только физика, но и математика, биология, химия, география.

- Поиск в базе задач можно вести по каталогам заданий или умений, - пояснила Татьяна Борисовна. - Пока наиболее полный раздел - по ЕГЭ: в нем свыше 400 заданий. Однако в будущем в каждом разделе будет свыше 900 заданий. Задания берутся из открытой части ЕГЭ прошлых лет, олимпиадных задач, а творческие задачи нам присылают учителя.

Между тем, на том же этаже в небольшой аудитории, учительница физики московской гимназии №625 Ирина Зюбина рассказывала и показывала удивительный учебный проект, который реализовали ее девятиклассники - «Телеграф барона П.Л. Шиллинга (реконструкция исторических инженерных решений в ученических проектах)».

Ребята самостоятельно воссоздали исторический опыт строительства, и в процессе реконструкции решали те же проблемы, с которыми столкнулся барон Шиллинг. Они даже создали фрагмент телеграфного кабеля, используя технологии того времени: воссоздали оплетку, состав изолирующего раствора, изучали технологию залива этого раствора. Примечательно, что над проектом работал весь класс - «физики» писали формулы и решали технические задачи, а «гуманитарии» создавали 3D модели телеграфа и виртуальную экскурсию для начальной школы.

- Также исторические задачи мы берем из дореволюционной книжки В. Доната «Физика в играх», которую можно найти на сайте mathesis.ru. Это сайт Математического института им. Стеклова. Кстати, учителям они бесплатно высылают диски, - рассказала Ирина Валерьевна. - Есть задачи и на сайте vofem.ru - это ресурс, посвященный журналу «Вестник опытной физики и элементарной математики». Он издавался с 1886 по 1917 годы, все номера выложены в PDF. Представляете, там публикации Геймгольца о Герце или опыты Циолковского, которые можно использовать в учебной работе.

А на сайте archive.org, где выложены сканы научных книг с 17-го по 20-й века из библиотек Канады, Америки и Европы, ученики Ирины Зюбиной нашли тему еще для одного научного проекта. Они раскопали, правда, при подсказке учителей, работу молодого Максвелла «Цвет и свет в природе». Причем работа эта на русский не переводилась. Вот здесь на арену вышли гуманитарии из соседнего класса с углублённым изучением английского. Они на пару с «физиками» из класса Зюбиной перевели работу Максвелла со староанглийского, полностью воссоздали его опыт, вслед за Максвеллом написали хроматическое уравнение и убедились в том, что брюнеты и блондины воспринимают цвет по-разному.

- Больше одного-двух проектов в год выполнять нельзя, - заметила уже после выступления Ирина Валерьевна. - Иначе это получается профанация. Нельзя вовлекать детей в проектную работу для галочки, иначе единственное, что они вынесут из этого опыта - понимание, что все делается «на показ» и не имеет смысла.

О концепции естественно-научной грамотности и ее реализация в УМК по физике для 5-9 классов рассказал Александр Пентин, заведующий кафедрой естественно-математического образования ФГОУ АПКиППРО. По его словам, издательство «Бином», в планах которого как раз и стоит публикация этого УМК, стремится уйти от тотальной ориентации на ЕГЭ и ГИА

- Международные исследования, прежде всего, PISA, показывают, что у наших школьников большие проблемы со всеми тремя видами грамотности, - начал Александр Юрьевич. - Хромает как грамотность чтения, так и математическая, и естественнонаучная грамотность. Причем на выходе из начальной школы мы на первых местах, а к окончанию основной - скатываемся на сороковые позиции. Что же происходит за эти пять лет?

Как пояснил Александр Пентин, проблема, прежде всего, в читательской грамотности - падает она и тянет за собой все остальное. Концепция, по которой разработан УМК по физике для 5-9 классов издательства «Бином», предполагает знакомство детей с научным методом познания. Это умение рассуждать и строить гипотезы, умение анализировать данные, умение объяснять явления и ставить научно обоснованные вопросы. Все задачи в УМК направлены на развитие прежде всего этих умений и потому мало похожи на стандартные, привычные всем задания.

Впрочем, типовые здания в УМК тоже есть - их пока требуют ЕГЭ и ГИА, признал Александр Пентин.

Сплошной «нестандарт» творился и на открытом семинаре свободной ассоциации учителей «Разность потенциалов». Руководитель ассоциации Татьяна Ворончева рассказала о совместном с учителем истории уроке, когда дети искали аналогии между историческими событиями и физическими процессами. Например, разряд конденсатора - Отечественная война 12 года, искры электрофорной машины - восстание декабристов. Кажется, шутка, игра ума, но в итоге получилась физико-историческая формула текущего состояния общества, где в левой части уравнения сила правительства, помноженная на площадь приложения этой силы, а на правой - состояние общества: число людей, их разум, их толерантность, а в знаменателе - число людей, не желающих никаких перемен.

- И такая дискуссия вокруг этой формулы развернулась! - заметила Татьяна Ворончева. - Мы сами не ожидали, что она окажется так актуальна.

А учительница лицея 1575 Жанна Чопорова рассказала о своем уникальном опыте - как она вместе с учениками построила камеру Вильсона для наблюдения за мюонами. Чтобы проследить за этими сверхтяжелыми частицами, образующимися после бомбардировки атмосферы космическими лучами, ей понадобился пластиковый аквариум, поднос, сухой лед, немного войлока и изопропилового спирта. А еще фонарь, темнота в классе и терпение.

Такие опыты ее научили ставить в… ЦЕРН. Да-да, в том самом женевском центре, под которым закопан Большой андронный коллайдер. Самое замечательное, что любой учитель физики может бесплатно попасть в ЦЕРН, понаблюдать за ходом экспериментов, побродить в лабораториях, послушать лекции нобелевских лауреатов (с переводом!). Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте Объединенного института ядерных исследований http://www.jinr.ru/ и принять участие в проекте http://teachers.jinr.ru/ «Виртуальная академия физики высоких энергий». Набор студентов для поездки в ноябре как раз откроется в конце апреля.

Ну и куда же, все-таки, без ЕГЭ в этот день. Экзаменами день начался, ими он и заканчивался. Лев Генденштейн, член редсовета журнала «Физика. Первое сентября», научный сотрудник лаборатории дидактики физики ИСМО РАО, представлял сразу два больших проекта.

Начал он с лекции «Секреты» задач ЕГЭ (механика): новый дистанционный курс ПУПС.». Принцип построения курса, по его словам - метод ключевых ситуаций, опираясь на которые, можно пройти весь курс. На материале одной ключевой задачи раскрывается проблематика целого раздела.

- Такой метод стирает грань между теорией и практикой, - рассказал Лев Элевич. - Каждая из задач побуждает ученика к изучению все новых и новых вариантов этой учебной ситуации.

Как реализован принцип на практике, в формулах и цифрах, можно было увидеть на второй лекции «Сайт по обучению решению задач и подготовке к ЕГЭ по физике», которая шла сразу за «Секретами ЕГЭ…». Этот сайт - результат напряженного труда целого коллектива специалистов. Опираясь на метод ключевых задач, они разработали подробные анимированные решения задач (со звуковым сопровождением!), добавили тестовые решения и задания для самостоятельной работы. Главная структурная единица сайта - ключевая задача. Каждая из них - как точка, из которой вырастает целый куст разнообразных разминочных задач и теоретических пояснений. Можно решать задачу самому, опираясь на подробный план решения, можно прокрутить видео пошагового решения (с очень тщательным разбором), пройти тренинги по теме, а после решения еще и «посмаковать» задачу - послушать аудио-обсуждение ее «изюминок»!

Алексей Олейников

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон