Рейтинг@Mail.ru

23 марта 2012

23 марта — День учителя начальной школы. Первый день

Педагогический марафон 2012

Сформировать универсальные учебные действия - значит последовательно пройти вместе с ребенком через три этапа, считает Марина Битянова.

На первом этапе научить выполнять учебные действия, построенные на основе образца. Второй этап - передача самого способа выполнения метапредметного действия. В определенный момент мы говорим детям: «Ребята, вы уже много раз решали такие-то задачи и пользовались таким-то алгоритмом. Этот способ называется классификация и предполагает, что вы последовательно ответите для себя на такие-то вопросы… Сейчас мы потренируемся решать задачи посредством классификации, а потом, в случае необходимости, вы будете использовать его самостоятельно». И, наконец, третий этап - научить ребенка использовать общий способ решения задач внутри учебной деятельности. Мы уже не говорим ребенку: «сейчас ты должен будешь классифицировать», а ставим его в некоторую образовательную ситуацию (проектную исследовательскую, игровую), внутри которой ребенок столкнется с необходимостью классифицировать. И потом можем спросить, почему он сделал именно так. «А я не мог дальше двинуться в решении задачи, потому что здесь надо было разделить на группы и основание для классификации должно быть такое-то…».

Здесь очень важный для учителя момент: как понять, что ребенок достиг намеченных метапредметных результатов? Задать ребенку определенные вопросы: что ты сейчас делал? Для чего? Каким образом ты это делал? Как проверил результат своей работы? Как ты его оцениваешь? Как можешь исправить то, что не получилось?

Если ребенок четко отвечает на вопросы по отношению к решенной им учебной задаче - это означает, что он умеет делать ее не только по образцу, под водительством педагога, но осознает тот способ, который применяет.

Проблематику формирования универсальных учебных действий развила заслуженный учитель РФ Татьяна Мишакина (лекция «Роль тренажеров и ученического портфолио в достижении планируемых результатов обучения и формировании универсальных учебных действий младших школьников»). Ведущая рассказала о возможностях использования тренажеров - сборников, содержащих специальные задания для отработки определенных умений. Например, «Тренажер для учащихся 3-го класса: формирование универсальных учебных действий» содержит тексты с заданиями, позволяющими проверить смысловое понимание рассказов учениками. Задания к каждому тексту имеют разные уровни сложности. Во время выступления Татьяна Геннадьевна дала коллегам немало полезных рекомендаций по работе с тренажерами. Например: «предложите ребятам выполнить задания на понимание текстов и проверить работу друг друга. Когда дети решат, что они уже все сделали, раздайте им листы бумаги и попросите сформулировать свои вопросы к тексту. Вы поразитесь, как много замечательных вопросов ребята поставят к тексту с позиции собственного мироощущения».

Педагог-психолог Елена Языкова познакомила коллег с собственной авторской разработкой - методическим комплектом «Развивающие задания, тесты, игры, упражнения». Учителя с удовольствием решали предложенные задания: восполняли недостающие звенья в словесных логических цепочках, искали в предложенным списке слова, которые можно включить в содержание определенного понятия, пытались одним словом передать суть народных поговорок, составляли анаграммы…

А заведующая лабораторией развития начальной школы Анна Якушкина рассказала об информационных методических ресурсах, где учителя начальных классов могут найти полезную информацию по практической реализации нового содержания образования. В частности, в поиске решения методических проблем можно обратиться на сайты: http://nachalka.edu.ru http://nachalka.seminfo.ru .

Конечно, содержание дня не ограничилось обсуждением проблем перехода на новые стандарты. Параллельно с этим проходили тематические мастер-классы и семинары. Особенно понравился участникам марафона мастер-класс методиста ЦНХО Б.М.Неменского Татьяны Сапожниковой «Истоки родного искусства», на котором учителя знакомились с педагогическими тонкостями изучения русской народной культуры (она входит в содержание учебных программ четвертого класса). Деревянная архитектура, каменное зодчество, народные праздники, защитники русской земли... Запечатлевая в рисунках эти образы, важно соблюдать определенную последовательность действия от начала до конца работы. Чтобы еще раз вспомнить порядок этих шагов, участники мастер-класса сделали собственные рисунки. Сначала - пейзаж, потом встраивание в него крепость, затем - изображение человека. А ведущая по ходу дела подсказывала, на что следует обратить особое внимание. Например, важно правильно смешивать краски. Для изображения деревянной избы нужно взять три краски - желтую, красную и капельку черной - и сразу смешать их на листе. А для изображения человеческого лица главная краска - белая. К ней надо добавить капельку красной и капельку желтой. Еще один момент: очень важный опыт дети получают, когда делают рисунки, где можно увидеть различные взаимосвязи в культуре. Например, русский богатырь в шлеме, а на дальнем плане - храм с куполом. При взгляде на такой рисунок сразу возникает вопрос: почему купол храма по форме напоминает шлем?

О взаимовлияниях в культуре говорила и член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки Наталья Виноградова, которая представила курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (лекция «Духовно-нравственное воспитание младших школь ников»). Одним из главных оснований курса стала мысль о том, что общечеловеческие духовные ценности сложились под влиянием разных культурных пластов, в том числе, светской и религиозной культуры. И детям необходимо знать об этих истоках.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон