Рейтинг@Mail.ru

15 апреля 2011

15 апреля — День школьной администрации

Педагогический марафон 2011

В основном, это были заместители директоров, как показали поднятые на первом занятии руки - Наталья Галеева, профессор, заведующая кафедрой управления образовательными системами МПГУ, на лекции «Федеральные государственные образовательные стандарты и внутришкольный контроль» говорила: «Завуч смотрит в школу, а директор наружу, он теперь занимается поиском и направлением потоков денег. А как же «директор - главный педагог», по Ушинскому?» Многие функции директора по отношению к коллективу перешли к завучу - не все к этому готовы.

Как бы то ни было, а внутришкольный контроль, ВШК - главная забота администрации. Правда, следует прояснить: контроль чего? Или кого? Путать нельзя: это контроль качества образования, а не поведения людей. Другая ошибка: ВШК - это обслуживание чиновников, сбор материала для них. Нет, завуч обслуживает учителя, помогает ему расти. Но большинство завучей, как показывает общение с ними, выдвигают внешние требования - пусть мне дадут, принесут, сделают. И нет бумажки, на которой напишут, что нужно делать завучу - он сам должен делать выбор и за него отвечать.

«Работа каждого - пространство реализации профессиональной компетенции, - говорила Наталья Галеева, - что вам дает закон, а в чем ограничивает? Сколько человек прочитали Стандарт с карандашом в руке? Все ли вывесили должностные обязанности учителя на видное место (приказ № 761 от 26 августа 2010)? Всюду - личностные качества впереди, и каждый педагог обязан способствовать развитию культуры личности ученика, все обязаны знать психофизиологические особенности ученика».

Надо сказать, мысль о том, что мы любим (привыкли) жить по правилам, а не по закону, пронизывала этот день, и мы к ней еще вернемся.

А главная ценность занятия Натальи Галеевой в том, что она не просто предложила увязать ФГОС и ВШК, но и показала, как это сделать, правильно понимая, что такое компетентностный подход и качество. Оказывается, труднее всего дается понимание социализирующей роли образования. Чтобы ее проиллюстрировать, лектор показала задания контрольной для пятиклассника в канадской школе, где продуманы четыре уровня заданий, и за каждый своя оценка: на знание, на мышление, на коммуникацию, на применение в жизни. И так эти дроби поворачиваются перед учеником в заданиях, и эдак. Очень интересно.

Однако наибольший интерес вызвала у слушателей предложенная таблица «Критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты» (Москва, наконец-то переходит на НСОТ) - она есть на сайте профессора galeeva-n.uсoz.ru. Суть в том, что это мониторинг качества с уровневыми дескрипторами - когда заранее названо, что и по каким баллам оценивается в той или иной деятельности. «Договариваемся на берегу, а не хватаемся за голову тогда, когда появятся деньги», - комментировала автор. Из разговоров с участниками марафона выходило, что люди ее осваивают - система нравится.

Примечательно, что Елена Советова, директор «Школы здоровья» № 901 на семинаре «Мотивация педагогического коллектива: принципы и технологии», тоже говорила о том, как увязать ФГОС и работу педагогов: «Как понять, чего от нас хотят посредством новых стандартов? Как мотивировать и подвигать учителей на работу в деятельностной парадигме?» - спрашивала она и давала практические рекомендации из опыта работы в своей школе. Самое интересное - совместная работа по формулированию заданий по-новому. И, как ни парадоксально, единомышленников в этом деле ее учителя находят в регионах - «чем отдаленнее, тем интереснее», по словам директора московской школы.

Сергей Феклин, директор Центра нормативно-правового обеспечения образования АПКиППРО, держал речь на тему «Совершенствование организационно-правовых норм ОУ в свете реализации Федерального закона №83».

В чем преимущества по сравнению с тем, что было? «Закон неплох по замыслу, - говорил специалист, - но у нас многое зависит от позиции руководителей субъекта РФ: даст власть жить школе в рамках закона или не даст. Я побывал во всех субъектах РФ, нашел только 5 регионов, руководители которых дают возможность жить по законам. У нас лучше развито телефонное право, а не следование федеральным законам»

Как можно было понять, Москва тоже любит правила, а не законы. Со всей очевидностью рассказ юриста пошел не о том, что есть (несмотря на федеральные законы субъекты по-своему трактуют и применяют нормы), а о том, как должно быть по идее.

АУ могут создавать свободные бухгалтерии - но нет, не решаются отказаться от обслуживания ЦБ; автономное учреждение может открывать свой расчетный счет в банке и расходовать средства без тендеров, напрямую заключать договоры и контракты - хоть на питание, например, на выгодных условиях - но не надо, руководящая рука ближе, чем наблюдательный совет. И так далее.

И хотя в автономные учреждения согласны перейти единицы школ (бывает, что «переходят», но только на бумаге, это не в счет, быстро раскрывается), разница между ними и бюджетными-новыми не такая уж большая.

Как АУ, так и БУ (Сергей Феклин предложил их называть просто: А и Б) остаются государственными учреждениями, бесплатность и общедоступность образования как гарантировались Конституцией, так и гарантируются, минимальное финансирование остается, а в первые три года и средства по смете будут поступать в том же объеме, а уж затем субсидии и госзадание. Так что если по закону - хуже школе не будет. Другое дело - власти держатся за старые правила…

Закон законом, а жизнь жизнью - на лекции «Формирование электронной базы данных оценки качества образования» Анастасия Гиль и Ольга Николаева (лицей № 1581) показывали, как работает у них электронный журнал от компании «Аверс» и до такой степени все автоматизировано, что прямо из тематического планирования выскакивают и тема урока, и «дэзэ», а родитель может при помощи эсэсмэски узнать, что ребенок получил прямо сейчас.

Леонид Столярчук, учредитель Международной школы завтрашнего дня, давал слушателям совсем другое направление, когда раскрывал тему «Ресурсы эффективного управления». И это были человеческие ресурсы. Он знакомил слушателей с любимыми книгами по менеджменту, с биографией президента Линкольна… «Все начинается с человеческой личности, а потом методики и процедуры».

Свой рассказ-показ Леонид Столярчук строил с опорой на реплики слушателей - их он спрашивал о проблемах, о целях. А попутно: «В Британии важнейший критерий качества работы школы - если ученик и педагог рады тому, что там находятся».

Прекрасный пример с автобусом: есть автобус и есть сотрудники (картинка) - надо их рассадить так, чтобы «каждый был на своем месте». То есть, по мнению Леонида Столярчука, сначала - кто, человек, а под него и функция: «Это ваш автобус, рассадите людей правильно, а то некоторые у вас сидят на двух-трех сиденьях сразу, а кто-то не находит себе места».

После лекции о человеческих ресурсах управления (она была последней) участники марафона не спешили расходиться, наоборот, народу в зале стало прибывать: была объявлена встреча с руководителем Департамента образования Москвы Исааком Калиной. Выступая, отвечая на записки из зала и на вопросы - встреча длилась более двух часов, он постепенно и планомерно прочерчивал в сознании людей четкий вектор: наступило время юридического документа. «Где это написано… в каком законе вы это прочитали… нет такой нормы» - все это в ответ на сетования «нам приказали», «нас заставляют», «а почему нельзя выпускать со справкой», «и зачем запретили собеседование с первоклассниками» и т.д. И хотя трудно поверить, что произвол - не то что будет, но хотя бы начнет изживаться в педагогическом обиходе, это уже на словах - хорошо.

Так что когда грянули прощальные барабаны, традиционно завершающие Московский педагогический марафон учебных предметов, - грянули они «в точку», жизнеутверждающе и победно. Спасибо всем, кто был с нами!

Людмила КОЖУРИНА

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон