Рейтинг@Mail.ru

3 апреля 2011

2 апреля — День учителя физики

Педагогический марафон 2011

Именно желание дать возможность преподавателям работать эффективно и с удовольствием побудило Марину Демидову, доцента кафедры физики и заведующую отделом естествознания МИОО, перед началом пленарного доклада, отступив от намеченного плана, предоставить слово Алексею Бунчуку, доктору физико-математических наук, директору школы.

Известный московский педагог заявил, что уже целых три дня тому назад принял на себя руководство столь же недавно созданным московским региональным отделением общественного движения «Физика и образование». Основная задача новой организации - повлиять на изменения в содержании программ и стандартов по физике. «Нами все равно будут руководить, - мудро прокомментировал Алексей Васильевич, - но, может быть, нам удастся направить руководящих товарищей, подсказать им…» Прежде чем что-либо советовать начальству, необходимо, конечно, уточнить состояние дел, узнать мнение школьных учителей и методистов. Для этого в ближайшие дни по школам будут разосланы анкеты «с человеческими вопросами». Кроме того, все предложения и пожелания по поводу устранения самых существенных помех в учительской работе нужно отправлять по адресу teacher_phys_msc@mail.ru.

Призвав педагогов проявить гражданскую активность, Марина Юрьевна вернулась к теме доклада «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике (9, 11 кл.)». Оказывается, ЕГЭ и ГИА по физике меняются в лучшую сторону, причем не без участия преподавателей. Уже сейчас на сайте ФИПИ можно увидеть, какие изменения планируются в следующем учебном году, и включиться в обсуждение.

В этом году удалось увеличить время экзамена, ребята не будут допускать досадные неточности из-за того, что не успели внимательно вчитаться в вопросы. Варианты ответов части А составлены так, чтобы при решении задач снизить вероятность ошибки в расчетах. В конце концов, проверяется знание физики, а не арифметики.

На ГИА обязательно присутствие учителя-предметника. В соответствии с рекомендациями, это должен быть педагог, не преподающий в этом классе. Но, поскольку во многих школах преподаватель физики один, он может и должен принимать экзамен у своих учеников. «А мы будем верить в его объективность».

В качестве полезного источника информации для педагога, работающего с выпускными классами, Марина Демидова порекомендовала сайт http://www.omc-class.ru/, а также оставила свой электронный адрес (demidovaktv1@yandex.ru), пообещав оперативно отвечать на все сложные вопросы.

Сменивший ее на сцене большого зала Валерий Касьянов, профессор кафедры общей физики и ядерного синтеза МЭИ (МЭИТУ), продемонстрировал собравшимся созданные им методические пособия для подготовки учеников к самым сложным экзаменам. «Раньше мы, изучая физику, задавали себе вопрос: почему это так. Современные дети спрашивают иначе: зачем мне это знать». И новые учебные материалы должны давать ответы на оба вопроса.

Идея создания новых учебников, интерактивных пособий, способных увлечь нынешних подростков, волновала многих участников Марафона. Сергей Дунин, доцент кафедры теории и методики обучения физике, факультета физики и информационных технологий МПГУ, совместно с педагогами московских школ, Андреем Тарчевским и Людмилой Войтовой, демонстрировал безграничные возможности применения информационных технологий на уроках физики.

Ирина Лапшина, кандидат педагогических наук, показывала, как новейшие интерактивные ресурсы можно использовать эффективно, даже в том случае, если в школе нет в достаточном количестве современного оборудования. К примеру, опорные конспекты, легко распечатать.

Александр Кудрявцев, преподаватель физики, математики и информатики, разработчик электронных учебных пособий, удивлял зал уникальными виртуальными экспериментами. Но все создатели новейших учебников в один голос призывали не злоупотреблять виртуальными экспериментами, использовать их только по мере необходимости. Детям важно видеть реальное содержание, скрытое в абстрактных формулах и схемах, своими руками ставить эксперименты. Но вот то, что не можешь увидеть в жизни, позволяет представить компьютерная модель. Например, как меняется температура кипения воды на высоте нескольких тысяч метров.

Впрочем, и для понимания простых обыденных вещей компьютер иногда бывает полезен. Почему малышам, вполне прилично решающим примеры, так трудно понять уравнения, формулы? Одна из причин - неправильное понимание символа «=», равняется. Для ребенка он часто означает «получится»: два плюс два получится четыре. А если разделить путь на время - из этого ничего не получается. Картинка на экране напоминает весы. На одной чашечке одни величины - на другой другие. Уравновешивание, приравнивание. Так выстраивается правильное понимание абстрактного символа. Причем, гораздо быстрее и проще, чем если бы преподаватель начал сооружать подобные весы у себя в кабинете и раскладывать по сторонам шарики с соответствующими подписями.

Галина Степанова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики естественно-математического образования Ленинградского областного института развития образования, сформулировала основные принципы создания учебников нового поколения. С одной стороны, современные дети привыкли, практически с рождения, к обилию изображений, поэтому учебники с большими текстами и минимальным зрительным рядом они не воспринимают. С другой стороны, ребята совершенно не умеют извлекать информацию из увиденного, интерпретировать картинку, не говоря уж о графике или диаграмме. Именно на разрешение этого противоречия и должны работать авторы новых учебных пособий.

Михаил Бражников, учитель физики и редактор газеты «Физика» Издательского Дома «Первое сентября», посвятил все выступление сравнению картинок в старинных и современных учебниках, увы, не в пользу последних. Когда-то физические законы иллюстрировали для детей профессиональные художники. Они не только создавали изящные гармоничные произведения, приятные для глаза, но и позволяли детям совместить картинку с реальностью, а значит, и формулу, устройство, закон наполнить живым содержанием. Современные схематичные иллюстрации не помогают ребенку ощутить свою причастность к тому, о чем говорится в учебнике.

Впрочем, как бы содержательны и важны ни были сообщения методистов, самое увлекательное - посмотреть на работу коллеги. Или хотя бы послушать, что нового каждый учитель придумал в своей школе. Поэтому в тех аудиториях, где выступали учителя, было не протолкнуться.

Петр Головин, Народный учитель СССР, директор ученической фирмы «Импульс» из поселка Ишеевка Ульяновской области, сосредоточился на опытах с электричеством. Его ребята не только много экспериментируют, но и сами производят оборудование для лабораторных и практических работ.

Андрей Семке, заслуженный учитель Кубани из Ейска, напротив, постарался выйти за рамки не только одной темы, но и предмета. «Известно, что самые вкусные яблоки - в соседском саду. А самые продуктивные научные работы - на стыке наук». Кроме того, работает Андрей Иванович в небольшой школе, где нужно заинтересовать физикой и гуманитариев, и химиков. Поэтому и объясняет он, к примеру, принцип зеркального отражения, читая стихи Блока. Попробуйте вспомнить известное «Ночь, улица, фонарь, аптека…» - и подумать про оптические законы. Все свои находки Семке собрал на страницах персонального сайта http://seaniv2006.narod.ru/, адрес которого слушатели тщательно переписывали в блокнотики.

Диана Ивашкина, кандидат физико-математических наук, учитель физики из Троицка, приехала в Москву вместе с учениками. С их помощью она показывала, как, пользуясь разработанными ею схемами, ребята осознанно включаются в экспериментальную деятельность, учатся самостоятельно определять ее цель, планировать, описывать результаты.

Именно осознанная экспериментальная, исследовательская деятельность подростков позволяет им добиваться высоких предметных (и научных) результатов, уверена и Инна Мельникова, московский учитель физики. Темы экспериментальных работ ее учеников рождаются от простого детского любопытства: «С какой силой давит тетрадь на парту?» «Какова оптическая сила линз бабушкиных очков?» Выдвигаются гипотезы: тетрадь же тоненькая, какая там сила давления, один Паскаль, не больше. Выстраивается план действий. Совершается открытие: тетрадь «сильнее», чем я думал в 20 раз! Дети учатся представлять свои эксперименты: делать информативные фотографии, включать их в презентации, даже писать комментарии.

Ученики Галины Туркиной, педагога ЦО «Технологии обучения», как принято говорить, дети с особыми потребностями, не всегда могут справиться с компьютером. Зато они удивительно изобретательны в создании различных измерительных приборов и демонстрационных материалов из всяких, на первый взгляд, ненаучных вещей. Пластиковые стаканчики и бутылки, крышечки от различных спреев и коробочки из-под творога. Чтобы превратить все это в физические приборы, требуется немало фантазии и - понимание важнейших закономерностей исследуемых процессов.

Игорь Бачурин, педагог из Каширы, преподает астрономию (элективный курс), область физики, в которой трудно экспериментировать, что-то делать своими руками. Более того, в соответствии с учебным планом, он встречается с учениками всего раз в 2 недели, 17 часов за год. Как в таких условиях дать подросткам представление о бесконечной Вселенной? Игорь Борисович решил включить ребят в проектную деятельность по созданию астрономического сайта. Каждый ученик должен собрать по заранее объявленным темам курса 8 ссылок: 2 - на интересные статьи, 2 - на картинки и фотографии, 2 - на актуальную информацию (последние открытия, изобретения) и 2 - на что-то особенное. Кто видео материалы находит, кто музыку космическую. Один мальчик прислал ссылку на экзаменационные вузовские билеты по астрономии. Если двое прислали одинаковую информацию, принимается более ранняя. Значит, искать приходится с запасом. И не только искать, но и читать, разглядывать, запоминать. В конце года - зачет: вытягиваешь, как на экзамене, любую свою ссылку и рассказываешь, о чем там речь.

В итоге получается яркий молодежный научный сайт, где вместо списка группы причудливые ники и аватары. А вместо бессмысленного «флуда» - бесценная информация о нашем мире, его устройстве, далеком прошлом и будущем, между прочим.

Кстати, в связи с юбилеем гагаринского полета, тема космоса неоднократно звучала на Дне учителя физики. Даже были показаны эксклюзивные видеоматериалы, посвященные лунным экспедициям. Сергей Попов, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказывал о новейших астрономических исследованиях и о том, как они влияют на представления человечества о мироздании.

Традиционно каждый день Педагогического марафона завершается хорошим кинофильмом. Только не сегодня. После всех докладов, круглых столов и мастер-классов учителя отправились снова в большой зал на конкурс естественнонаучных проектов, чтобы увидеть, услышать еще что-то из копилки чужого опыта. И подумать: «А я это сделаю чуть-чуть иначе…»

Людмила Печатникова

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон