Рейтинг@Mail.ru

31 марта 2011

31 марта — День учителя биологии

Педагогический марафон 2011

Наибольшие вопросы вызывает отслеживание результатов обучения. Видимо, поэтому было столько желающих послушать пленарный доклад «Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии», прочитанный доцентом кафедры методики преподавания биологии МИОО Валерианом Рохловым. Учителя, собравшиеся на доклад, обсуждали, что работать предстоит в соответствии с новыми ФГОС, а результаты фиксирует уже введенный ЕГЭ. И хотелось бы узнать, в какой же конфигурации объединятся две этих аббревиатуры, по своей сути мало совместимые.

Докладчик напомнил сидящим в зале: до практического применения стандартов второго поколения - как минимум четыре года. Это дает возможность учителям привыкнуть к мысли о переменах, обдумать новую стратегию.

Тем более что ЕГЭ уже так не пугает: к нему привыкли и учителя, и дети. Но, к сожалению, многие пренебрегают кодификатором и спецификатором, набрасываясь сразу на демоверсию. А это неправильно, пояснил докладчик. Так же неправильно ожидать стопроцентного выполнения любого, даже самого простого задания. Если задание выполняют все, значит, оно не нужно. Еще одно веяние времени: недоверчиво стали относиться к стобалльным работам, их теперь перепроверяют. Из-за того, что были случаи, когда стобалльники, поступив в вуз, «не могли отличить крестоцветные от бобовых».

…Чтобы интерес к предмету был искренним, а отношение осмысленным, нужно строить соответствующим образом и всю работу с ребенком - в классе и после уроков, в клубном пространстве. Все, кому было интересно знать о новых идеях и инновационных пробах коллег, пришли на Творческие мастерские, которые по традиции проходят в День учителя биологии.

В этом году заглавная тема звучала так: «Экологическое образование и воспитание в рамках вариативного компонента: линия непрерывного экологического образования «Основы экологической культуры». И вела эту секцию Вера Александрова, кандидат биологических наук, методист ЮЗОУО. Она напомнила о том, что в изменившихся условиях учителя должны давать детям навык самостоятельного получения знаний. А для этого нужно, в частности, организовывать социально-педагогическое партнерство. Например, в сфере изучения экологии, которая дает возможность преумножать теоретические знания в сфере географии, истории, права, естествознания, физики, литературы - и при этом проводить реальные исследования, работать над проектами.

Учителя биологии из московских школ рассказали коллегам о том, какие формы партнерства они попробовали внедрить. «Разработкой учебных модулей непрерывного экологического образования на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подхода» занимается Ирина Болгова, учитель биологии школы №1945. В рамках работы по этим модулям ребята учатся осмысливать взаимосвязи живых организмов, оценивать последствия деятельности человека, причем к привычному для биологов естественнонаучному подходу прибавляется образное восприятие живой природы: отражение в живописи, пейзажной лирике, мифах, легендах.

Ольга Ридигер, учитель школы № 1161 на мастерской «Социально-педагогическое партнерство в системе «школа-семья» в экологическом воспитании» показывала, как можно сотрудничать с родителями учеников, чтобы прививать и тем и другим экологическую культуру. Ведь сколько бы ни старалась школа, ценности ребенок присваивает в семье. А школа может быть мудрым и доброжелательным партнером. Например, создать пространство, в котором родители и дети будут содержательно общаться на основе экологического материала. Это пространство должно быть достаточно разнообразным: лаборатория ландшафтного дизайна, экологический клуб, семейный аэрофитомодуль, состоящий из комнатных растений; спектакли, акции, семейное экотьюторство, экологическая газета для родителей. И во всех этих формах дети выступают как просветители в области экологии. Известно ведь, что самое эффективное обучение происходит, когда нужно объяснять материал другим.

Не менее важно сотрудничество с высшей школой. «Формы взаимосвязи «школа-вуз» в эколого-биологическом образовании. Организация полевых и лабораторных практикумов» - так называлась мастерская Натальи Ракитиной, работающей в школе №192, которая давно и плодотворно сотрудничает с биофаком МГУ. На базе факультета проходит и экологическая практика школьников, где они, разделившись на группы, изучают животный и растительный мир. И снова, как в случае с обучением родителей, самым привлекательным для юных экологов становится возможность рассказать другим о добытых самостоятельно знаниях.

Рассказывая о такой сложной и профессиональной работе, об использовании базы МГУ, ведущая специально сделала ремарку относительно того, что такая возможность есть не только у избранных, другие школы тоже могут связаться с биостанцией на предмет сотрудничества.

Еще одна возможность - пройти практикум по молекулярной биологии, а потом проводить подобные занятия с учениками, где, например, ребята смогут определить собственную ДНК. Желающие могут написать по адресу: ngr@bk.ru с просьбой получить информацию о практикуме.

Еще одна форма работы с ребятами - «Экологический клуб учащихся», эту мастерскую проводила Елена Нифантьева, учитель школы № 827. Клубная норма взаимодействия дает простор не только для пополнения предметных знаний, но и для того, чтобы ученики, с первого по одиннадцатый класс, могли почувствовать себя частью сообщества, найти пространство для самореализации, быть достойно оцененными. Зачастую кружки и ученические проектные группы сталкиваются с невостребованностью, результаты их работы никому особо не нужны. Поэтому клуб решил строить свою работу так, чтобы результат обязательно был нужен окружающим. Задумывая очередную акцию или праздник, организаторы непременно задаются вопросами: что мы собираемся сделать, зачем (это важнейший вопрос), как узнать, что мы достигли результата? Помимо этого обязательно планируется, как можно будет донести до каждого участника смысл акции, дать почувствовать ему свою причастность.

Информация тем лучше присваивается, чем более персонифицировано она преподносится и чем больше вплетена в общую картину мира. Это подтвердили и выступления музейных работников. «Музей, общество, школа: от разнообразия к объединению» - называлось выступление сотрудника Биологического музея им. Тимирязева Марии Егоровой, которая рассказала учителям-участникам Марафона о том, как московские музеи стремятся дать школьникам разносторонние знания о мире. Часто ребенок, увлеченный историей, совсем не интересуется естественными науками, а прирожденный биолог ничего не знает о живописи. Чтобы сделать развитие своих посетителей более гармоничным, да еще и дать повод содержательно пообщаться детям с родителями, пятнадцать музеев объединились в программе «Семья в музее». О ней можно узнать, открыв сайт: http://www.gbmt.ru/

Музей Палеонтологического института РАН (http://www.paleo.ru/) тоже приглашает в свои залы родителей c детьми и учителей с их классами. Мария Диденко, сотрудник музея, так и сказала: «Не бойтесь включать палеонтологию в свои программы. Приходите, поможем».

И под конец дня уставшие от методик, программ и стандартов, учителя устремились на семинар Александра Козленко, научного сотрудника Лаборатории химического и биологического образования Института педагогика НАПН Украины, под названием «Игровые новинки в преподавании общей биологии». О том, во что можно поиграть, захотело узнать столько народу, что не успевшие протиснуться в класс, толпились в коридоре и, вытягивая шеи, рассматривали на экране, например, образцы новых игр, которые можно найти в свободном доступе. «Распечатай и играй», - прокомментировал ведущий и сделал обзор нескольких игр: степень их «биологичности», педагогический потенциал (одна может провоцировать соперничество, другая заставит кооперироваться). А за дополнительной информацией пригласил на сайт: http://kozlenkoa.ru/ и напомнил, что совместная игра дает нам, учителям и ученикам, совместный опыт, контекст, на который можно будет опираться и потом. А еще, по словам ведущего, игра спасает учителя от тех трудностей, что он создает себе сам.

Елена Куценко

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон