Рейтинг@Mail.ru

27 марта 2011

27 марта — День дошкольного образования

Педагогический марафон 2011

ФГТ предполагают в первую очередь развивающее образование. Однако это развитие можно понимать по-разному. Бывает и так, что педагоги просто заменяют в учебных планах слово «занятие» на слово «игра», ничего, по сути, не меняя в содержании образования. А вот Ольга Чехонина, заведующая лабораторией умственного развития и формирования детского творчества ГОУ Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, предлагала взглянуть на развивающее обучение, прежде всего как на уникальную ситуацию для личностного роста ребенка. Этому была посвящена ее лекция «Развитие познавательной деятельности детей в контексте ФГТ». По словам ведущей, авторская методика, которую апробируют в детском саду №2339 ЮЗАО Москвы, предполагает в первую очередь самоустранение педагога, умаление его дидактической роли. Дети разыгрывают ролевые ситуации, работают с разными материалами: от пчелиного воска до мятой бумаги.

- Ребята по-настоящему познают, только когда преобразуют объект, - заметила она. - Мнут воск, рвут бумагу, взаимодействуют с материалом. Только тогда познавательная деятельность становится успешной.

Ольга Ивановна определила еще несколько условий успешности такой деятельности. Так, дети не должны получать знания в готовой форме, а «открывать» их в ходе самостоятельного эксперимента. При этом не должно быть абстрактных и гипотетических вопросов - дети всегда предельно конкретны и предметны, их всегда занимает только то, что они держат в руках.

Дети имеют право на ошибки и зачастую ошибки наиболее продуктивны с точки зрения получения нового знания. И, разумеется, их нельзя торопить и подгонять - они должны вволю наиграться.

Феномену игры была посвящена интереснейшая лекция «Детская игра в контексте современности» профессора Елены Смирновой, заведующей центром игры и игрушки МГППУ.

- Очень многие воспитатели, родители, да и вообще взрослые не понимают важность игры, - начала она. - Относятся к ней, как к чему-то необязательному и бесполезному, в отличие от полезных развивающих занятий. Мало кто понимает, какое важное место занимает игра в развитии ребенка.

По ее словам, если ребенок недоиграл в детстве, потом это обязательно аукнется - через два-три года, пять лет, а то и во взрослом возрасте. Инфантильность, неорганизованность, неумение сосредоточиться, нежелание нести ответственность, плохие коммуникативные навыки, эмоциональная неразвитость - таков портрет ребенка, который мало и плохо играл в детстве.

Игра вытесняется из детства усилиями непонимающих взрослых. Ее пространство сужается, подлинная игра подменяется всякого рода занятиями в игровой форме и разнообразными игровыми технологиями - вот последствия введения ФГТ.

- Все эти занятия не имеют отношения к игре, - поясняла Елена Олеговна. - Мало того, по сути, они и не эффективны. Ребенок и не играет, и не учится толком. Подлинная игра свободна и самоценна, у нее не может быть дидактической задачи. В игре - главное отношения между людьми, в эту игру играющими.

Свободная игра закладывает исток внутреннего мира, способствует развитию творческих способностей, воображения, образного мышления, внутреннего плана действий, свободы воли и действия.

Игра - это поле мнимой реальности, в которой деревяшка становится мечом, стул превращается в лошадь, а папа - в страшного дракона, которого надо победить. При этом каждый ребенок легко удерживает два регистра реальности - мнимую и действительную, он никогда их не смешивает. И одновременно для него оба этих плана одинаково реальны.

Каждая игра имеет жесткий набор правил и, включаясь в игру, ребенок принимает на себя роль. Чем больше эмоциональная включенность, тем самозабвенней ребенок погружается в игру и не смеет преступить незримые границы своей роли. Игра - это абсолютная свобода в пределах взятой на себя роли.

- Вот вам и развитие ответственности, чувства долга и выдержки, - заметила Елена Смирнова. - Однако, к сожалению, сегодня игра уходит из детского мира, особенно ее высшая форма - сюжетно-ролевые игры.

Да, те самые «дочки-матери» уже почти вымерли, с грустью заметила профессор Смирнова. Причем виной тому не только давление дидактики и развивающих, обучающих игр и интерактивных игрушек. Хотя и они тоже вносят свою лепту. Например, популярные говорящие и пищащие игрушки, машинки на батарейках - все это мешает проявить ребенку собственную игровую активность.

- Также проблема в том, что сократилось безопасное пространство для игры, - продолжила Елена Олеговна. - При этом дети друг с другом почти не общаются. А ведь навык игры у человека не врожденный, игре надо учиться.

И, конечно, самый главный враг дошкольника, самый опасный конкурент игры - это телевизор и компьютер. По словам Елены Смирновой, у не умеющих играть детей формируется потребность в постоянном притоке новых сенсорных ощущений, они буквально прикипают к экрану, требуя все новых впечатлений.

Впрочем, не все так плохо. Для того чтобы запустить подлинный игровой процесс в условиях детского сада, надо не так уж много. Необходимо единство трех составляющих - игровое пространство, игровое время и, самое главное, - умеющий играть по-настоящему и чувствующий детей воспитатель.

О проблеме «компьютеромании» говорила и Лариса Парамонова, директор ГОУ ДПО Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца на круглом столе «Компьютерный мир дошкольника». Несколько лет назад специалисты центра провели исследование по заказу компании IBM. Заказчики хотели знать: какими же должны быть компьютерные игры (КИ) для дошкольников, чтобы приносить не вред, а пользу? Иначе говоря - можно ли использовать КИ в качестве дидактического средства для дошкольников?

Первое, что выяснили в центре им. А.В. Запорожца - без вреда для здоровья ребенок может играть не больше чем 15 минут два раза в неделю. Причем детей можно сажать за клавиатуру или джойстик только с пяти лет!

- Дело в том, что примерно в этом возрасте начинают развиваться знаковые функции, - пояснила Лариса Алексеевна. - И дети в состоянии соотнести знаки на экране с реальными объектами.

В итоге исследователи обозначили требования к развивающим компьютерным играм для дошкольников. Они должны быть связаны с предметной деятельностью, ребенок должен иметь возможность продолжить игру в реальном мире, доиграть ту или иную ситуацию для себя. Темп игры не должен быть сумасшедшим - «схватить-убить-взорвать и тому подобные действия». Фиксатор, то есть оценка действия - успешно или неуспешно выполнено задание, должен быть нейтральным. Например, солнышко - улыбающееся или хмурящееся. И еще - компьютерная игра не должна просто дублировать на мониторе уже существующие игры и задания. Она должна решать ту дидактическую задачу, которую нельзя решить другими способами. Например, развивать пространственное мышление.

- Возможно, результаты нашего исследования помогут вам, - подытожила выступление Лариса Парамонова.

Программа Дня дошкольного образования была очень насыщенной и, каждый нашел себе аудиторию или зал по интересам. Так, на лекции «Новые подходы к управлению дошкольным образовательным учреждением в связи с ФГТ» участники марафона просто конспектировали каждое слово Татьяны Данилиной, директора ГОУ «Центр развития ребенка №183», которая рассказывала об особенностях управления детским садом в связи введением Федерального закона №83 и грядущим переходом в статус автономного или бюджетного учреждения. А на лекции Нины Деминой, педагога-психолога детсада №1521, воспитатели активно обсуждали развитие способностей и компетенций дошкольников. И, хотя этот день марафона уже подошел к концу, воспитатели, методисты, директора, психологи все медлили расходиться, все стояли в коридорах, разговаривали на лестницах, выбирали книги. Уходить из лицея на улице Усачева никому не хотелось!

Алексей Олейников

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон