Рейтинг@Mail.ru

29 марта 2007

29 марта — День учителя литературы

Педагогический марафон 2007

С одной стороны, обязательных предметов итоговой аттестации три - математика, русский и литература. А обязательных экзаменов при этом только два, остальные три школьники сдают по выбору.

Когда выпускники писали сочинение, все было понятно: ставилась двойная оценка - одна по русскому, вторая - по литературе. Но с нынешнего года московские школьники сдают обязательный ЕГЭ по русскому языку. То есть сочинение автоматически заменяется тестированием. Куда в таком случае исчезает обязательный экзамен по литературе?

Как рассказал гостям марафона Сергей Волков, в регионах, где ЕГЭ по русскому сдают уже давно, за литературу просто никто не стал бороться. Учителя-словесники сами с радостью отказались от сочинений. Ведь натаскать школьника на решение тестов легче, чем научить его анализировать художественный текст и связно излагать свои мысли. В итоге в большинстве российских школ уроки литературы в старших классах превратились в подготовку к ЕГЭ по русскому.

Что означает - поставить крест на предмете. Московские педагоги-словесники намерены отстаивать статус литературы, а для этого необходимо, в первую очередь, определиться с формой итоговой аттестации.

Александр Княжицкий и Татьяна Пылаева, представлявшие Центр оценки качества Московского департамента образования, рассказали о своем варианте решения этой проблемы.

«Во-первых, необходимо осознать, что если мы хотим сохранить литературу как обязательный экзамен, то от ЕГЭ нам никуда не деться, - констатировал Александр Княжицкий. - Конструктивный диалог с властью начинается только с этой точки. Во-вторых, ЕГЭ по литературе в том виде, в каком он существует сейчас, это конец предмету. Такая литература никому не нужна».

Однако, по словам Татьяны Пылаевой, предложенный Министерством образования вариант ЕГЭ по литературе - это еще не окончательное решение. У педагогов есть возможность внести свои предложения.

«Кто сказал, что ЕГЭ - это обязательно тесты? - воскликнула Татьяна Пылаева. - По закону, есть только два обязательных условия для ЕГЭ. Первое - это должен быть общий экзамен для школы и вуза. Второе - независимая оценка. А тесты везде господствуют именно потому, что мы ничего не предлагаем. Там, наверху, вакуум идей, и в результате нам навязывают не самые удачные варианты».

Александр Княжицкий и Татьяна Пылаева предложили опять объединить в один общий экзамен русский и литературу. С этим, по их словам, согласен даже «главный идеолог» ЕГЭ - глава Рособрнадзора Виктор Болотов.

Экзамен будет из трех частей, как и нынешний ЕГЭ. В первых двух - тестовые задания по русскому языку, причем с уклоном не в грамматику, а в развитие речи. Третья часть - анализ незнакомого текста знакомого автора, то есть мини-сочинение.

«Мы принципиально предлагаем для анализа именно незнакомый текст, - сказал Александр Княжицкий. - Чтобы выпускник не вытаскивал из головы заученные формулировки, а оставался один на один с литературным произведением. Только так можно увидеть, чему на самом деле его научили на уроках литературы».

Педагоги, сидевшие в зале, тоже внесли свои предложения. По мнению одной учительницы, единый госэкзамен по русскому языку вполне может проходить не в форме тестирования, а в форме диктанта. А литературу необходимо сдавать устно, потому что ребенок должен, прежде всего, научиться понимать чужой текст, а уже потом создавать свой собственный.

Горячую дискуссию из-за ограниченности времени завершили голосованием. В итоге за сочинение как форму итоговой аттестации по литературе высказалось всего несколько человек, за изложение и ЕГЭ в его нынешнем виде - вообще никто, а большинство отдало предпочтение устному экзамену.

На следующем занятии педагоги смогли отдохнуть душой от суровых образовательных будней. Учитель и постоянный автор газеты «Литература» Юлий Халфин прочитал вдохновенную лекцию об Анне Ахматовой, показав, как с помощью театральных постановок он и его ученики приблизились к осознанию структуры ее поэзии.

О соединении уроков литературы с другими видами искусства шла речь и на двух последних занятиях. Преподаватели Вятской гуманитарной гимназии рассказали об опыте интеграционных образовательных экспедиций. Сначала школьники изучают творчество какого-нибудь автора в классе, потом проводят краеведческое исследование, сами составляют маршрут и вместе с учителями отправляются в поездку.

Они побывали уже во всех литературных мекках России: в Болдино, Михайловском, Царском Селе. По впечатлениям и материалам экспедиции каждый ученик пишет потом собственный текст в любом жанре: от статьи в гимназическую газету до эссе, которые публикуются в специальных сборниках.

А в одной из гимназий Санкт-Петербурга, об опыте которой рассказала Татьяна Рыжкова - доцент РГПУ им. Герцена, ученики по мотивам литературных произведений делают фотоальбомы, устраивают выставки, составляют словари, пишут сценарии, создают компьютерные игры и даже снимают фильмы.

Наталья Ключарева
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон