Рейтинг@Mail.ru

28 марта 2007

Остановить уничтожение трудовой и технологической подготовки школьников

Письмо в редакцию

Образовательная область «Технология», заменившая предмет «Труд», введена в Базисный учебный план Российской школы в 1993 г. 68000 школ России перешла на изучение «Технологии». Разработаны учебники, и другие методические материалы. Ежегодно проводятся региональные и Всероссийская Олимпиады школьников по технологии, в которых участвуют школьники более 60 регионов России.

За 12 лет существования «Технологии» два раза - в 1997 и 2001 годах учителя технологии стали «Учителями года России».

«Технология» в обязательном порядке изучается в школах Великобритании, Франции, ФРГ, Израиля, Нидерландов, Швеции, Болгарии и многих других стран. Она включена в перечень 4-5 обязательных предметов для всех учащихся. Наличие «Технологии» в учебном плане активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, т.к .этот предмет направлен на развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся и включение их в созидательный труд.

Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом обучения, воспитания и развития всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Именно этот учебный предмет обеспечивает использование самых разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в прогрессивные идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.

Однако в настоящее время возникла угроза снижения уровня технологического образования учащихся в российской школе и тем самым ослабление их практической подготовки.

В новом Базисном учебном плане 2004 г. резко сокращен объем технологической подготовки учащихся. Число часов, выделяемых на изучение «Технологии» в основной школе сократилось с 360 по Базисному учебному плану 1998 г. до 245 часов по Базисному учебному плану 2004 г.. Общее число часов, выделенных на «Технологию», в 2 с лишним раза меньше, чем и на изучение иностранного языка и почти в два раза меньше, чем на «Искусство». «Технология» отсутствует не только у учебных планах 10 и 11 классов всех профилей, кроме индустриально-технологического, но и 9-го, где её предлагается заменить так называемым предпрофильным обучением. Неизбежный упадок технологической подготовки школьников прямо противоречит поставленной руководством страны задаче подъёма на качественно новый уровень технико-технологической базы производства в России.

Сокращение учебного времени на изучение образовательной области «Технология» приведёт к тому, что будут изучаться лишь технологии ручного труда, что не отвечает ни потребностям современного общества, ни образовательным запросам самих школьников. Произойдёт отбрасывание технологического образования почти на 100 лет, поскольку в 5 - 7 классах оно не сможет опираться на знания из физики, химии, биологии, геометрии.

Свёртывание технологии повлечет за собой массовый уход учителей этого предмета из школ. Происходит быстрое разрушение материальной базы предмета, которая создавалась годами с помощью многочисленных предприятий-шефов и давно уже не пополняется из-за отсутствия финансирования. Восстановить утраченную из-за ошибочных решений базу технологического образования будет практически невозможно.

Происходит существенное снижение уровня и владения учащимися инструментами и технологическим оборудованием, их мотивации к изучению техники и продолжению образования в этой области. Как может школьник выбрать своей будущей профессией профессию в сфере материального производства, если он не испытывает радость труда, радость от результатов своего труда, не получив одобрения близких людей!

Отсутствие технологии в 9-м классе нарушит преемственность в системе её изучения, осложнит последующий выбор учащимися технологического профиля обучения, который в отличие от гуманитарных профилей, как правило, и не реализуется из-за отсутствия преподавателей, материальной базы и методического обучения.

Снижение статуса «Технология» в школе, фактическое свертывание профориентации сделают ещё менее престижными для выпускников профессии в сфере материального производства, обострят проблему комплектования и подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования.

Уменьшается престижность многих технических профессий. О многих из них школьники могут узнать сейчас только на уроках технологии. Известно, чем заполнены сейчас экраны телевизоров. Где передачи о людях труда интеллектуального и физического?

А многие популярные и доступные школьникам издания теперь не попадают даже в школьные библиотеки. Например, тираж журнала «Наука и жизнь» сократился в 80 раз, «Сделай сам» - в 170 раз, «Техника молодёжи» - в 30 раз!

Произойдёт резкое падение графической грамотности учащихся, что создаст серьёзные проблемы для инженерно-технических вузов, которые уже сегодня страдают из-за отмены черчения во многих общеобразовательных школах.

Понизится уровень готовности молодых людей к овладению боевой техникой во время службы в Вооруженных Силах.

Школьники не получат многих знаний и умений, важных с точки зрения обеспечения безопасности их жизнедеятельности. Это прежде всего знания в области электротехники, рационального питания, организации среды пребывания (жилища), использования распространенных инструментов и оборудования.

Школьники не получат достаточных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, что осложнит и без того не простую на современном ' этапе развития общества задачу создания прочной семьи.

Мы говорим о возрастании учебной нагрузки на школьников, увеличении времени, проводимого ими в статичном положении. Вводим дополнительные уроки физкультуры, но одновременно лишаем в 9 классе школьников 2 часов «Технологии», а в 8 классе - 1 часа «Технологии», где поисково-исследовательский, деятельностный характер этого предмета предполагает повышенную двигательную активность учащихся.

Известно, что далеко не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению и ориентированны на продолжение образования в вузе. Значительная их часть относится к так называемому практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии.

Отсутствие такой возможности для этой категории учащихся может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников, замедлению процесса социализации.

Перечень негативных последствий разрушения технологического образования в школе можно было бы продолжить. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о том, что это идет вразрез с потребностями общества и основными тенденциями развития страны. Своими решениями новое руководство Министерства образования и науки РФ делает все, чтобы изжить технологию из школы. Иначе чем можно объяснить то, что в рекомендациях «О размерах и условиях оплаты труда4

работников образовательных учреждений в 2005 году» исчезла доплата учителю технологии за мастерские, содержать и поддерживать которые в рабочем состоянии всегда было гораздо сложнее, чем любой другой кабинет в школе.

Как объяснить то, что в разработанном в Минобрнауки РФ проекте «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предмета» в числе предметов, по которым проводятся олимпиады, не указан предмет «Технология». Министерство мотивирует это тем, что в числе вступительных предметов в вузы нет технологии. Однако, главной целью олимпиады является активизация творческой деятельности школьников, совершенствование работы учебных заведений в области технологического образования, обмен передовым опытом, выявление и поддержка талантливых детей и педагогов, а не получение льгот при поступлении в вузы. Льготы получат 10 человек, а к участию в олимпиаде на различных уровнях будут привлечены тысячи школьников и учителей. Кроме того, победители Всероссийской олимпиады по технологии зачисляются без вступительных экзаменов на факультеты технологии и предпринимательства педагогических вузов.

В апреле 2006 г. учителя технологии, подготовившие участников VII Всероссийской олимпиады школьников по технологии, обратились к Президенту Российской Федерации Путину В.В. с просьбой обратить внимание на важность трудовой и технологической подготовки школьников.

В ответе Министерства образования и науки РФ говорилось, что внесение изменений в федеральный учебный план возможно с одновременным изменением государственных образовательных стандартов..., разработка стандартов общего образования второго поколения должна быть завершена в 2008 г... на данном этапе возможно введение дополнительных часов на изучение... «Технологии» за счет времени вариантной части базисного учебного плана: регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения.

В мае 2006 г. в Российскую Академию образования поступил из Минобрнауки РФ проект «Концепция государственных стандартов общего образования», где отмечалось необходимость сохранения в стандарте образования отраслей знаний, традиционно выделяемых в содержании общего образования: русский язык, иностранные языки, литература, искусство, история, география, обществознание, математика, информатика, физика, химия, биология. «Технология» в этом списке отсутствует, что ставит под угрозу трудовую и технологическую подготовку школьников России.

В трех вариантах Базисного учебного плана, разработанных к этому проекту,изучение технологии (труда - обучение трудовым навыкам) заканчивается в 6 классе и технология может изучаться в качестве предмета по выбору в 11 и 12 классах, что бессмысленно из-за отсутствия технологической подготовки в 7-10 классах. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» учебные заведения стали оборудовать новыми кабинетами физики, химии, биологии, географии. До кабинетов технологии и мастерских руки не дошли.

И это делается вопреки резолюции «Образование для инновационных обществ в XXI веке» Саммита «Большой восьмерки», проведенного в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 г., где говорится о необходимости внедрения высоких стандартов в сфере изучения математики, естественных наук, технических прикладных наук (инженерии) и иностранных языков на всех уровнях образования. Учебные программы начальной и средней школы должны стимулировать более интенсивное изучение этих дисциплин, а также развитие критического мышления и способности решения проблем.

Технология не второстепенный предмет. Она больше, чем другие предметы, способствует развитию личности школьника, развивая определенные качества этой личности в процессе практической деятельности гораздо более эффективно, чем при решении учебных задач на других предметах, дает необходимые для успешной социализации в обществе знания.

Неужели России не нужна технологическая грамотность и технологическая культура молодежи?

Контактные телефоны:

Глозман Евгений Самуилович, заслуженный учитель РФ, к.п.н. д. 618 - 55 - 50, тел. 618 - 17 - 76

Кучерявенко Виктор Федорович, почетный работник общего образования РФ, кавалер медали «За милосердие» д. 401-41-01, тел. 901-72-11

Хотунцев Юрий Леонтьевич, проф., д.ф.- м.н. д. 336 - 80 - 12., тел. 246 - 91 - 66

Кальней Валентина Алексеевна, проф., д.п.н. д. 537 - 73 - 29, тел. 186-27-01

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон