Рейтинг@Mail.ru

26 марта 2010

26 марта — День учителя начальной школы

Педагогический марафон 2010

Вообще-то идея развития надпредметных навыков помимо предметных знаний не нова и очевидно разумна. Катерина Поливанова, доктор психологических наук, на лекции «Планируемые результаты: универсальные учебные действия» привела сведения о том, что во время международных тестирований российские школьники показывали вполне приличные результаты по уровню знаний, но резко отставали от своих зарубежных сверстников, едва речь заходила о практическом применении усвоенного материала и о надпредметных навыках. В качестве примера ведущая рассказала историю, как школьникам предложили задание: рассказать своему дядюшке, что такое озон (все фактическая информация прилагалась). Школьники справились с большим трудом. Тогда задание изменили: рассказать нужно было не родственнику, а учительнице. Вот тут ребята оказались на высоте. То есть добросовестно пересказать могут, а переложить научно-популярный текст на бытовой язык - нет.

Подобный аргумент о неумении применить знания на практике приводил едва ли не каждый второй лектор. Видимо, от того, что тема была практически одна, а варьировались только подходы, многие аргументы и выводы часто перекликались у разных выступающих. В частности, все так или иначе говорили о формировании универсальных учебных действий. К.Поливанова подробно рассказала о трех группах этих действий. Первая позволяет ребенку управлять собственной познавательной деятельностью; вторая включает способы работы с материалом; третья, коммуникативная, регулирует процесс общения, в том числе с текстом.

Простейший пример для первой, регуляторной, группы - умение рационально использовать время, распределять его. Помимо этого ученик начальной школы должен научиться удерживать в поле внимания задачу, учитывать принятые правила, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их результат. При освоении этих непростых умений особенно важным становится отношение к детской ошибке: «Дети выполняют задание в прописях, заштриховывают изображение кремлевской башни. И, конечно, часть штриховки вылезает за края рисунка, не смотря на то, что их заранее предупредили о необходимости раскрашивать внутри контура. Что с этим делать? Допускать возможность ошибки», - сама отвечает на свой вопрос ведущая. В этом случае ошибка и ее исправление становится инструментом работы. Пусть ребенок отметит те места, где ему не удалось держаться в рамках задания (и в буквальном, и в переносном смысле), а потом выполнит работу повторно.

Тот же принцип можно использовать, например, при работе со временем. Пусть ребенок спланирует какую-то часть работы и ее продолжительность. Вполне возможно, он не уложится в свой же распорядок. Это нужно отметить и предложить следующую попытку с учетом понятых ошибок.

- Но где взять время на такой долгий процесс? - предвосхищает возражения зала ведущая (и тут же получает многоголосое подтверждение), однако не дает определенного ответа на свой вопрос. А только констатирует, что при неизменной программе невозможно ко всем положенным предметным знаниям добавить еще и надпредметные умения. «А для сокращения предметных нужна политическая воля. Вот мы и посмотрим в ближайшие годы, насколько важен приоритет надпредметных знаний. Это ведь как в случае с переполненным чемоданом: застегивая, нажимаешь коленкой, и часть содержимого вываливается. Боюсь, что в нашем случае выпадет надпредметная часть. Тогда вы спокойно сможете забыть все, что я вам тут говорила».

Еще один очень важный фактор, о котором упомянула К.Поливанова, это оценка: «очень болезненная вещь, ведь ребенок думает, что оценивают не выполнение задания, а его самого. Это травмирующий инструмент, и дети его избегают». Значит, нужно сделать его хотя бы более разнообразным, оценивать учебную работу по разным шкалам: один выполнил задание точнее всех, другой больше старался, третий был очень аккуратен. Используя разные инструменты оценки, педагог может параллельно учить ребенка различать, какая работа выполнена для предъявления, а какая служила лишь для тренировки. Ведь ученики начальных классов стремятся продемонстрировать все, что они сделали, и обязательно получить поощрение. Поэтому полезно напоминать: «Ты уже готов показать мне работу?». А у нас пока учитель чаще решает, когда задание нужно сдать на проверку. В этом случае нельзя говорить о регуляции.

О столкновении благих пожеланий со школьной практикой говорил на семинаре «Проектная задача в начальной школе как одно из средств формирования и оценки ключевых компетентностей младших школьников в условиях нового стандарта» и Алексей Воронцов, кандидат педагогических наук, директор школы, которая много лет работает в логике развивающего обучения. Эта технология призвана с первого школьного дня развивать в учениках универсальные учебные умения. Ведущий рассказал об этом опыте. В учебный план начальной школы включены несколько так называемых модулей, которые подразумевают не обычную смену уроков, а решение проектных задач. С самого продолжительного модуля, целых девять недель, начинается учеба каждого первоклассника. Она не делится с первого сентября на математику, физкультуру и прочие предметы. Вчерашние дошкольники пока даже не знают, в каком именно классе они будут учиться. Вся параллель собирается в зале, и ребята, разделившись на группы, начинают изготавливать макет леса, болота, острова из принесенных с собой из дома материалов. На следующий день похожая деятельность происходит на материале математики, дети работают с геометрическими фигурами. Потом - взаимодействие со словом.

Малышей опекают пятиклассники, самые старшие в начальной школе. Они помогают выполнить работу и представить ее всем остальным. А.Воронцов прокомментировал возможности, которые предоставляет подобная форма. Ребята активно используют знания, полученные до поступления в школу, общаются (педагоги РО считают, что младшая школа - сензитивный период для групповой работы); старшие получают опыт взросления и понимают, чего уже достигли за время обучения. Учителя же могут понаблюдать за своими будущими учениками и сформировать классы на основании этих наблюдений. Очень полезно пригласить родителей (только родителям надо сказать, что они эксперты и должны вести записи, а то они склонны поправлять своего ребенка).

В этом случае надпредметные навыки органично входят в обучение ребенка. Но внедрение модулей невозможно, пока у учителя нет реального права корректировать учебный план.

- Кто ж нам позволит? - стали возмущаться учителя.

Не меньший ропот вызвало и замечание ведущего о кампанейщине в школе: «Сначала была психологизация, теперь проектизация, все заняты проектами. А по вечерам делают портфолио!»

- Но нас заставляют!

- Требуют!

- Мы же не сами это придумали, - раздалось с разных концов зала.

В ответ на эту бурю эмоций ведущий сообщил, что заниматься портфолио или другими модными штучками учителям могут лишь рекомендовать. Учителя поутихли, но между собой продолжали делиться наболевшим: «А как вам защита исследовательского проекта в садике?». Впрочем, модуль начала первого класса между собой одобрили: «Интересно, но это ж всю школу перекраивать надо».

Действительно, такие масштабные перемены с завтрашнего дня в каждой школе не введешь. А вот новый стандарт не за горами, и каждому учителю придется осваивать эту инновацию по мере собственных сил. Поэтому многие пошли на семинар директора ФНМЦ им. Л.В. Занкова Светланы Яковлевой «Система оценивания в начальной школе: комплексные контрольные работы», где рассказывалось, как выбрать из существующих пятнадцати учебно-методических комплектов тот, который наиболее соответствует требованиям стандарта. «Ведь научиться добывать информацию и самостоятельно осваивать учебный материал к четвертом классу могут лишь единицы. Значит, в УМК должны быть простроены пути освоения этих навыков», - пояснила ведущая.

Более развернуто об отборе заданий и методов работы говорила Наталья Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук на лекции «Работа начальной школы по реализации стандартов второго поколения». Видимо, поэтому зал был переполнен. По мнению ведущей, в разработке стандартов участвовало много психологов, слишком много… Поэтому там «накручено такое», что разобраться трудно. Но придется.

Прозвучало несколько конкретных примеров заданий. В частности по классификации. Ведущая объяснила, что нужно учить детей опираться на существенный признак. А попутно очень точно и со знанием дела рассказала, как поэтапно вводить это понятие.

И снова, закольцевав весь этот насыщенный день, возникла тема ошибки: «Не нужно бояться неправильных ответов. Они провоцируют дискуссию, объяснения, систему доказательств». Пусть ребенок отстаивает свою позицию. Это очень хорошо, когда он говорит: «Я скажу три доказательства». И пусть второе неверно, а к первому одноклассники придерутся. Можно даже провоцировать или имитировать ошибки, - считает Виноградова, - и не нужно непременно дожимать ребенка до объективной истины, «разрешите ему пока остаться при своем мнении, если не убедили».

Впрочем, передать ученикам можно лишь то, что сам считаешь естественным. А учителя нечасто встречаются с признанием собственного мнения. Вот, разве что на Марафоне…

Елена Куценко

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон