Рейтинг@Mail.ru

15 марта 2007

14-15 марта — Дни учителя начальной школы. День второй

Педагогический марафон 2007

Двадцать лет назад абсолютное большинство детей посещали детский сад, там и проходили предшкольную подготовку. Сегодня в среднем по России в детских садах 40% малышей, а в некоторых регионах - не больше 20%. Учителя жалуются: в первый класс приходят слишком разные дети - они сильно различаются по возрасту и подготовке. Родители тоже жалуются. Они уже столкнулись с отказами. Им строго говорят: берем только тех детей, которых готовили сами. Что делать? Марьяна Безруких видит выход в системной, комплексной подготовке к школе в форме групп временного пребывания. Так работает вот уже 10 лет студия «Радуга». В какую бы школу потом ни поступали ее маленькие выпускники, по каким бы программам ни обучались, прекрасно справляются со всем.

Задачу подготовки к школе зачастую понимают совершенно неправильно: как натаскивание на чтение, письмо и счет. Но главное в подготовке к школе - другое. Сформировать механизмы организации деятельности, поддержать мотивацию. И все это строго в соответствии с возрастными особенностями пяти-шестилетнего ребенка. Он способен работать не больше двадцати минут. Занятия должны проходить только в игровой форме, в день не более двух занятий. В неделю не более трех дней. В группе не меньше семи детей, не больше двенадцати. Тогда малышу интересно и легко. Тогда он придет в школу без страха и с желанием учиться.

В предшкольной подготовке неразрывно несколько направлений.

  1. Социальное развитие ребенка - обучение коммуникации со сверстниками, умению работать в коллективе.
  2. Личностное развитие - укрепление и поддержка позитивной самооценки, так как у ребенка с пониженной самооценкой отсутствует мотивация к обучению.
  3. Эмоциональное развитие - работа в радости, ведь ребенку похвала необходима, как витамин организму.
  4. Творческое развитие - возможность проявить себя творчески: лепить, сочинять, придумывать игры.
  5. Когнитивное (интеллектуальное) развитие - это не только приобретение суммы знаний, это развитие речи, памяти и внимания, развитие моторик и зрительно-пространственного восприятия, умение попросить помощи, умение заметить ошибку и самостоятельно исправить ее.

«Кто-нибудь может объяснить, - обратилась Марьяна Михайловна к залу, - почему мы снижаем оценку за исправленную ошибку?»

«Исправление ошибок» было в центре внимания мастер-класса «Игровые способы преодоления ошибок на примере русского языка и математики», проведенного специалистами Центра детской нейропсихологии Александрой Соболевой и Светланой Курдюмовой.

«Первый враг для правописания - безотрывное письмо и скорочтение, - заявила Александра Соболева. - Тут вечный спор психологов с методистами. Не менее опасный враг - ругать ребенка, торопить, дергать и ставить ярлык: «врожденная безграмотность». Ребенка нужно научить слушать, дифференцировать звуки, различать буквы на письме. Взрослые зачастую и не догадываются, что ошибка произошла вовсе не от лени и незнания правил, а только оттого, что ребенок плохо видит и слышит разницу между отчасти сходными буквами. Помочь ребенку могут простые игры: сложить букву из деталей, прочитать «зашифрованные» слова, где не все буквы до конца прописаны, написать букву пальцем на ладошке и многое-многое другое.

Надежда Малышева, преподаватель технологии ГОУ № 1626, провела мастер-класс «От замысла к материалу». Познакомила марафонцев с изданным «Дрофой» комплектом учебных материалов «Своими руками».

Интересные комплекты учебно-развивающих пособий были щедро представлены и другими издательствами: «Юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать» издательства «РОСТкнига», «Перспектива» и «Преемственность» издательства «Просвещение», «Наглядная геометрия» издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА».

Алексей Воронцов, председатель правления Международной ассоциации «Развивающее обученеи», доказывал необходимость отмены оценок и полной перемены всего образовательного процесса в рамках проекта «Портфолио»: «Для чего мы проводим контрольную работу? Мы и так знаем, кто как напишет. Значит, это формальность и потеря времени. Нужно совсем другое: найти, в чем трудности именно этого ребенка, и помочь ему. Ребенок хочет узнать, как устроена игрушка, для этого ему приходится ее сломать. А разве в школе что-нибудь сломаешь?»

Так что же такое «портфолио»? «Это не форма, а инструмент, - объяснил Алексей Воронцов. - То, что ребенок лично сделал и считает важным для себя. Это не сочинения, рисунки и грамоты в специальной папке. Это наглядный путь достижений ребенка, проделанный им самим».

На круглом столе «Начальная школа сегодня: вопросы и ответы», проведенном Тамарой Кругловой, заведующей методической лабораторией начального образования МИОО, тоже обсуждалась проблема оценок. Просто нескончаемые споры. Большинство педагогов, психологов, врачей считают, что начальную школу надо бы вообще освободить от оценок. Но никто не знает, как без них обойтись в реальной жизни.

Елена Иваницкая
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон