Рейтинг@Mail.ru

15 марта 2007

14-15 марта — Дни учителя начальной школы. День первый.

Педагогический марафон 2007

На лекции «Начальная школа - перспективы развития» доктора педагогических наук Натальи Виноградовой зал был полон. И неудивительно: она рассказывала о глобальных целях начальной школы, которые кардинально меняются с изменением общества, информационной среды. И в то же время на понятных для каждого учителя примерах показывала, какие приемы, методики работают эффективно, а какие, пусть даже привычные, противопоказаны ребятам младшего школьного возраста. Например, чтение, которое безоговорочно можно назвать универсальным умением. Но насколько изменились за последние годы представления об обучении чтению! На протяжении многих лет основной частью урока было чтение детьми вслух, а критерием сформированности навыка - количество знаков в минуту. Так вот, ни того ни другого делать нельзя, если мы хотим, чтобы дети понимали прочитанный текст. Тут же коренится извечная проблема: неумение решать задачи. Считать научились, примеры решают хорошо, а задачи не идут никак. С этим сталкиваются практически все учителя начальной школы. Причина в том же: дети научились читать художественный текст, а математический - нет.

Кстати, с литературным чтением тоже не все благополучно. Довольно часто учитель, обсуждая с детьми стихотворение, сказку или картину, задает вопросы, разрушающие восприятие. «Какое время года нарисовано на картине?» Но это же очевидно! Или: «О ком написано стихотворение «Зайчик» Блока?» Тоже странный вопрос, ведь в тексте, кроме зайчика, никого нет. Не лучше ли спросить ребенка о том, что он подумал или почувствовал?

Еще одна вечная тема - дополнительные задания для тех, кто быстро освоил материал. Часто учитель дает такому ребенку несколько чуть более сложных задач того же типа. Но это бессмысленно, ведь ребенок уже освоил метод. Так же бессмысленно тренировать слабого ребенка, когда он совсем не понимает сути производимых операций. То есть задания обязательно должны быть разными по уровню.

О структуре учебных заданий говорилось и на лекции Натальи Нечаевой: «Формируются ли ЗУНы в развивающем обучении по системе Л.В. Занкова: как и зачем?». Новое знание формируется не с места в карьер, оно проходит долгий путь от представления, встраивается в систему уже освоенных знаний. Для лучшего понимания слушателям предложили представить себя авторами учебника, которым нужно написать параграф о непроизносимых согласных. Какие уже существующие познания второклассника нужно актуализировать, чтобы тема была легко усвоена? Общими усилиями зал справился с задачей.

На своей лекции Наталья Виноградова тоже уделила много внимания процессу выработки навыка у детей младшего школьного возраста. Они учатся не глазами, не ушами, а руками. Именно поэтому не продуктивно зачеркивать в детской тетради ошибки, ребенок должен сделать это сам. А еще лучше применять способ, использующийся во Вьетнаме. Там дети сначала работают на грифельных досках. Учитель объясняет им правило, потом диктует слова на это правило. Дети пишут и поднимают свои дощечки, показывая написанное друг другу и учителю, высказывают свое мнение о том, кто написал правильно, а кто нет. Те, кто ошибся, стирают неправильную букву (сами!) и вписывают правильную. И только когда все дети освоят верное написание, учитель предлагает поработать в тетради. Когда навык «вошел в руку».

Именно поэтому так важны для малышей уроки труда, развивающие ловкость, моторику. Этот предмет потерял один час из-за того, что его не любят учителя: если нужно снять класс с урока, это происходит за счет труда. Очень жаль, ибо эта дисциплина дает широкие возможности для интеграции: проектирование, моделирование. Ее можно использовать как подспорье для всех остальных предметов.

Вряд ли кто-то стал бы возражать против пользы от уроков труда, особенно если посетил хотя бы один из мастер-классов «Уроки ИЗО в начальной школе», которые проходили в Паркетном зале. Там царила атмосфера творчества. Опытные преподаватели показывали учителям, как можно интегрировать моделирование с изобразительным искусством. Все просто, доступно, не требует больших материальных и временных затрат.

Из обычной бумаги вырезаются элементы костюма или посуды (например, чайник легко собирается из центральной части, ручки, носика и крышки). А потом плоский бумажный «сервиз» можно расписывать в свое удовольствие. Но по правилам. Орнамент, его цвет, ритм, размер придумывает сам ребенок, а учитель напоминает ему, например, что детали орнамента должны повторяться на всех предметах в одном порядке; что слишком сложное изображение не стоит выбирать, так как придется повторять его много раз.

Здесь настоящий простор для интеграции: счет, симметрия, понятия право-лево, верх-низ, знакомство с прикладным искусством, самостоятельный поиск закономерностей жанра.

Но самое главное, это должно быть интересно. Руководитель одного из мастер-классов Татьяна Сапожникова подчеркнула, что ребенок должен заниматься игрой, а не дизайном. Поэтому, даже выбрав в качестве темы роспись платка, нужно подумать, не будет ли скучно, например, мальчикам. И предложить им расписать бандану для любимого супергероя.

И на этом, и на последующих занятиях, где гости марафона рисовали северный пейзаж или делали объемные макеты городов, принадлежащих разным культурам, - всюду выполнялось правило: ты свободен в выборе содержания, но соблюдаешь законы жанра. Правило, которое позволяет учителю и стимулировать свободные проявления творчества, и прививать ученику культурные образцы.

Елена КУЦЕНКО
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон