Рейтинг@Mail.ru

26 марта 2009

26 марта — День дошкольного образования

Педагогический марафон 2009

Лариса Анатольевна отметила несколько тревожных тенденций современной образовательной политики: замену дошкольного воспитания дошкольным образованием, присвоение детским садам статуса образовательного (а не воспитательного, как было раньше) учреждения, перенос акцента с формирования личности на передачу информации.

По словам Ларисы Парамоновой, раннее обучение плохо влияет на здоровье детей, способствует развитию гиперактивности. Сдвигая начало обучения в дошкольное детство, мы не только сбиваем естественное развитие ребенка, но и не успеваем научить его тем вещам, которые закладываются именно в этом возрасте: умению следить за собой, бережному отношению к природе, уважению к людям.

В мировом и российском образовании понемногу начинают возвращаться к гуманистическим ценностям, где во главу угла ставится личность ребенка. С этой позиции главным показателем качества образования будет то, что сейчас вообще сбрасывается со счетов: как ребенок чувствует себя в детском саду.

Лариса Парамонова привела шкалу потребностей по возрастам: до шести месяцев ребенок нуждается в постоянном присутствии взрослого, с шести месяцев до трех лет - в сотрудничестве и общей предметной деятельности, от трех до пяти - в смысловом общении, с пяти до семи - в сопереживании.

Но главное, что необходимо ребенку на всех возрастных этапах, - это доброжелательное внимание, уважение к его внутреннему миру, любовь. Без этой составляющей рушатся все методические построения.

В соседней аудитории в это время проходила лекция директора Института социологии образования РАО Владимира Собкина «Социологические методы в управлении дошкольным образованием». Владимир Самуилович приводил результаты разнообразных опросов, проведенных его институтом среди родителей дошкольников. И показывал, какие выводы можно сделать из этих данных и как в связи с этим можно выстраивать работу с родителями, а это, по его мнению, такая же прямая обязанность педагога, как и работа с детьми.

Например, такой интересный факт: судя по опросам, недовольство родителей собственным ребенком четко связано с детскими возрастными кризисами (трех, пяти, семи лет, переходного периода). Владимир Собкин предположил, что родительское отношение сильно отягощает переломные этапы в жизни ребенка, придает им болезненность и остроту. Так происходит оттого, что взрослые не могут принять ребенка в его новом качестве и тому приходится с боем доказывать свое право на естественное развитие.

Графики, составленные на основе опросов, показывают: по мере взросления ребенка растет степень отчужденности в семье. Так, к пяти годам половина родителей уже не играют с детьми. При этом взрослые отмечают, что чувствуют себя все менее счастливыми рядом с детьми.

Все эти факты - повод для серьезных размышлений и разговоров педагога с родителями.

На второй «паре» марафона состоялся семинар психолога и психотерапевта Светланы Кривцовой «Социальный интеллект детей дошкольного возраста». Светлана Васильевна представила свою программу дошкольного воспитания «Жизненные навыки».

По словам Светланы Кривцовой, все мы родились и выросли в эпоху, когда человеческие чувства были вынесены за скобки общественной жизни и не учитывались нигде, в том числе и в образовании, где все внимание концентрировалось на развитии интеллектуальных способностей.

Все же современные исследования говорят о том, что разум далеко не самое главное в человеке. Например, успешность в жизни лишь на 20% зависит от уровня IQ, а на 80% - от гармонично развитой эмоциональной сферы.

Социальным (или эмоциональным) интеллектом специалисты называют именно способность человека чувствовать, осознавать свои эмоции, управлять ими и сопереживать другим людям. Программа «Жизненные навыки» направлена на формирование этих способностей у дошкольников, а также на перестройку сознания воспитателей, которым нужно отказаться от многих привычных моделей поведения и научиться смотреть на ребенка как на самобытное существо, достойное уважения и безусловного принятия.

Например, педагогу предстоит научиться работать в режиме диалога, задавать вопросы и слышать ответы. По словам Светланы Кривцовой, ребенок приходит к нам, чтобы мы его поняли, а не чтобы сказали, что он не прав.

Но главное, взрослый, работающий с детьми, должен быть сам состоявшейся личностью, должен получать радость от жизни и удовольствие от того, что он делает. Только тогда общение с ним пойдет на пользу ребенку.

В заключение Светлана Кривцова сказала, что программа «Жизненные навыки» должна пройти апробацию в детских садах Москвы, и пригласила всех желающих к сотрудничеству.

Следующее занятие продолжило тему детского психоанализа. Каролина Солоед, доцент кафедры психоанализа Института практической психологии, провела семинар по теме «Ребенок в детском саду. Взгляд психоаналитика».

По словам Каролины Витальевны, главная психическая нагрузка на ребенка в детском саду связана с ежедневной разлукой с родителями. В этом возрасте человек особенно хрупок, поэтому недопустимо действовать резко («оставьте и уходите» - излюбленная практика в наших детсадах). От взрослых - воспитателей и родителей - требуется максимум терпения.

Необходимо помнить, что у каждого ребенка переход из семьи в социум протекает по-своему, поэтому нельзя требовать от всех какой-то единой модели поведения. Однако можно четко обозначить вещи, которых взрослым лучше избегать. Например, многие мамы предпочитают уходить тайком, когда ребенок на что-то отвлекся. Так поступать категорически нельзя. Каждый «побег» мамы для ребенка становится серьезной внутренней катастрофой. Надо, наоборот, четко обозначить момент прощания - например, поцеловать ребенка.

До того как идти в садик, можно потренироваться на небольших разлуках. Уходить на полчаса, на час. Так ребенок привыкнет, что мама иногда уходит, но всегда возвращается. Это очень важно, ведь дети, оставленные в садике, каждый раз думают, что их оставили навсегда.

Такие тренировочные разлуки лучше начинать после года. До года матери лучше вообще не расставаться с ребенком, ведь в этом возрасте через доверие к матери, которая всегда рядом, формируется и базовое доверие к миру.

Каролина Солоед советует не отдавать ребенка в детское учреждение до трех лет. В три года он уже умеет говорить и может сказать, что именно ему не нравится, а высказанная проблема травмирует гораздо меньше, чем та, которую мы носим в себе.

В садике ребенок попадает в ситуацию «двойного материнства», когда полдня роль матери для него играет чужая женщина. Поэтому хорошо, когда у мамы и воспитательницы нормальные отношения. Если они конфликтуют, ребенку очень трудно совместить в сознании своих двух «мам».

Закончился этот день марафона лекцией преподавателя МГППУ Владимира Загвоздкина «Новые программы дошкольного образования». Речь шла об опыте зарубежных стран. По словам Владимира Константиновича, сейчас весь мир ориентируется в вопросах педагогики на Финляндию и Швецию. Критерием здесь является не уровень знаний, а то, насколько образовательный процесс учитывает интересы детей. Например, в Японии и Великобритании дети показывают великолепные результаты, но достигается это страшной муштрой, ломающей личность ребенка. Такая линия уже не является приоритетной. Педагоги ездят учиться в Скандинавию, а не в Японию.

Вот несколько черт финского педагогического опыта. Разность способностей здесь внесена в образовательные стандарты. Нет общей нормы, к которой все должны стремиться. Педагоги не пытаются подтянуть всех детей к единому уровню, но выстраивают для каждого уникальный образовательный маршрут, соответствующий его темпу, склонностям и особенностям.

По словам Владимира Загвоздкина, в Финляндии уже полвека назад поняли, что самое главное происходит с человеком в детстве, поэтому дошкольное образование было объявлено стратегически важным для страны. Возможно, когда-нибудь это произойдет и в России.

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон