Рейтинг@Mail.ru

24 марта 2009

24 марта — День школьного психолога

Педагогический марафон 2009

По словам Натальи Александровны, чтобы понять, что ребенок пришел из кризисной семьи, не нужно никаких специальных методик. Как правило, достаточно просто посмотреть ему в глаза. Потухший и безучастный либо недоверчивый и вызывающий взгляд яснее всех тестов свидетельствуют о неблагополучии.

Есть и другие красноречивые признаки: внешний вид (грязная одежда, синяки), прогулы, агрессивность, плохая успеваемость.

Однако, как заметила Наталья Сакович, при всей очевидности этих сигналов семейного неблагополучия учителя, вместо того чтобы попытаться помочь ребенку, наоборот, нередко угнетают и нападают на него. Потому что ребенок для многих педагогов заслонен образом, ролью ученика. А ученики из «кризисных» детей, конечно, плохие.

Таким образом, ребенок попадает в ситуацию двойного стресса: семейное неблагополучие усугубляется проблемами в школе. По словам Натальи Сакович, если вовремя не вмешаться, то дети, чей интеллект в норме, начинают искать выход в самоубийстве, а дети с задержкой развития - в бродяжничестве и криминале.

Поэтому школьный психолог должен работать не только с ребенком, но и с педагогами, одноклассниками (дети из неблагополучных семей часто становятся жертвами травли). Нельзя исключать из сферы внимания и родителей, хотя в большинстве случаев они не хотят идти на контакт, отрицая проблемы в семье.

Невозможно создать универсальную модель работы с кризисными семьями. В каждом конкретном случае подход должен быть индивидуален. Однако Наталья Сакович дала несколько общих алгоритмов помощи детям и родителям, исходя из типов семейного неблагополучия.

Первый тип: конфликтная семья.

В этой семье, как правило, нет взаимопонимания, психологический климат негативный. Родители не умеют проявлять чувства, долго сдерживаемые эмоции прорываются вспышками гнева. Помочь им можно, обучив способам релаксации и эмоционального реагирования, а также - поскольку конфликт всегда монологичен - умению посмотреть на ситуацию с позиции противника.

Дети в конфликтных семьях могут играть разные роли. Роль наблюдателя чревата чувством незащищенности, которое распространяется на весь мир.

В таком случае психологу необходимо прежде всего работать с эмоциональной сферой ребенка, учить его не бояться чувствовать и выражать чувства.

Другая роль, которую может играть ребенок в конфликтной семье, это роль объекта эмоциональной разрядки родителей. У такого ребенка часто развивается чувство гиперответственности и неадекватная самооценка.

Здесь нужна индивидуальная работа, направленная на формирование нормального образа Я без перекосов в ту или другую сторону.

Третья роль - ребенок как орудие разрешения спора, когда конфликтующие родители пытаются перетянуть его каждый на свою сторону. Такие дети привыкают манипулировать окружающими.

Здесь необходимы тренинги на осознание границ собственной свободы. В первую очередь важно научить такого ребенка воспринимать окружающих не как объекты достижения целей, а как живых людей.

Второй тип: семьи алкоголиков.

У детей здесь происходит утрата потребностей, они отвыкают чего-то хотеть. Со стороны психолога тут нужна работа по реабилитации желаний. Другие проблемы, возникающие у детей пьющих родителей, это размытость границ Я, идентификация с пьющим родителем.

Психологу здесь необходимо работать в паре с социальным педагогом и юристом. Роль психолога - показать ребенку другие возможные модели жизненного сценария, показать выход из замкнутого семейного круга.

Третий тип: семьи, где происходит насилие над ребенком - физическое или эмоциональное. Родители в таких семьях, как правило, не идут на контакт с психологом. Тем не менее им нужно предлагать разные формы взаимодействия. Если они отказываются от всего, то применить социальное давление (угроза лишения родительских прав).

Таким родителям нельзя взаимодействовать сразу с большим количеством людей, поэтому в работе с ними исключены педсоветы, всевозможные комиссии и т.п. Лучше всего, если такую семью курирует один психолог, постепенно завоевывающий ее доверие.

Дети, подвергающиеся насилию в семье, жестоки и агрессивны, они постоянно ввязываются в конфликты. Поэтому им нужна реабилитация эмоционального фона. Эффективнее всего в работе с такими детьми бывают арт-технологии.

В заключение Наталья Сакович еще раз призвала психологов делать акцент не на тесты и диагностики, а на собственные наблюдения за детьми.

Параллельно с выступлением Натальи Сакович в соседнем зале проходила презентация Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» (http://www.tochkapsy.ru/index.php). Директор центра кандидат психологических наук, профессор МГППУ Марина Битянова рассказала о том, как с помощью игры можно определить умение подростков общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Второй час работы марафона был посвящен мастер-классу доктора психологических наук, научного руководителя школы «Новое образование» Витольда Ясвина. Он представлял свою книгу «Образовательная среда: от моделирования к проектированию», вышедшую в издательстве «Смысл». Витольд Альбертович заранее предупредил аудиторию, что все практические рекомендации надо искать в самой книге, а на мастер-классе речь пойдет о философском аспекте проблемы.

Среда - это окружение, человек в ней - объект воздействия разных факторов. В педагогической деятельности мы, как правило, влияем не на человека, а на окружающие его факторы (создаем условия). То есть ребенок в этой системе остается объектом. Мы же требуем от него активности, мысли и творчества - качеств, присущих субъекту.

Витольд Ясвин кратко набросал классификацию видов образовательной среды, данную Янушем Корчаком. Корчак в книге «Как любить ребенка» описывает четыре типа среды: догматическую, идейную (творческую), безмятежную и карьерную. Каждая из них формирует определенный психологический тип ребенка.

В школах всегда преобладает догматическая среда, которая характеризуется низким уровнем свободы и пассивностью. Эта среда воспитывает хороших, то есть удобных взрослым, детей. Поэтому догматическая школа наиболее востребована обществом.

Следом идет карьерная среда. Здесь воспитывают активных, но опять-таки зависимых (от успеха, от общественного мнения, от оценки окружающих) людей.

Около десяти процентов составляет идейная среда, которая, однако, легко мутирует в догматическую, когда идейный подход возводится в ранг абсолюта, догмы.

А вот безмятежная среда, создающая пространство для неспешных мечтаний и непосредственного контакта с миром, практически отсутствует в школе. И это, по мнению Витольда Альбертовича, главная проблема современного образования.

Последний час работы марафона был посвящен вопросам профориентации. Галина Резапкина, научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, представила несколько своих разработок, облегчающих процесс профессионального самоопределения. Это электронный учебник для 8-9 классов «Профессия и карьера», набор компьютерных интерактивных программ профессионального самоопределения «Светофор» и специальный сайт для подростков «Время выбирать профессию» (http://proftime.edu.ru/), где можно пройти тесты в режиме on-line и тут же получить результаты. Галина Владимировна особенно подчеркнула, что профориентацию надо начинать уже в средней школе. Заниматься этим в старших классах практически бессмысленно.

Наталья КЛЮЧАРЕВА

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон