Рейтинг@Mail.ru

26 марта 2008

26 марта — День школьной администрации

Педагогический марафон 2008

Да, сегодня школьные администрации по-разному устроены, порой решают разные задачи, но все управленцы нацелены на непрерывный профессиональный рост, открыты пониманию и развитию. Педагогический марафон учебных предметов поддерживает эти стремления. Главное правило здесь - будь там, где тебе интересно; столько, сколько сочтешь нужным. И - общайся!

Хотя разговаривать на бегу не так-то и просто. Одновременно, но в разных аудиториях раскрывались три важные темы.

«Практическая реализация модели информатизации школы», ведущий Александр Ездов; «Применение информационно-коммуникационных технологий Современной гуманитарной академии в школьном обучении», ведущий Владимир Толкачев; «Стандарты общего образования второго поколения», ведущая Ольга Логинова. Это теоретический блок.

Александр Ездов, директор школы «Технологии обучения», раскрывал теорию и практику Школы информатизации - http://www.specialschool.ru: как должна быть организована в школе информационная среда обучения, на какие нормы следует ориентироваться. Во главу демонстрируемой технологической цепочки поставлен учитель, его потребности. Именно учитель формирует запрос на те или иные технологии, обосновывает целесообразность применения камеры, сканера, интерактивной доски и так далее. От учителя же зависит, будут ли дети только «презенташки» искать, или они будут получать такие задания, которые без знания IT выполнить невозможно. В любом случае программа информатизации школы есть сумма конкретных учительских IT-проектов.

Владимир Толкачев, доктор исторических наук, говорил о преимуществах инновационных подходов в школьном обучении, понимая под инновациями IT-технологии. Естественно, их применение помогает быстрее достичь заветных целей самореализации, саморазвития и самоопределения. За компьютером человек учится сам и для себя. Образовательная технология была предъявлена: рабочий учебник - лекция - индивидуальный тренинг - модуль тестирования. Подробности - на сайте Современной гуманитарной академии http://www.muh.ru/

Ольга Логинова, член проекта РАО по разработке госстандарта, посвятила лекцию идеологии стандартов нового поколения: «Поворот в мозгах должен произойти, чтобы эти стандарты заработали». В самом деле, рамки, устанавливаемые для любых решений в образовании, необычные: каждый участник образования самоценный, отношения субъект-субъектные, разделение прав и ответственности, вариативность, системно-деятельностный подход. И никакие документы и действия не должны противоречить этим исходным принципам. По словам докладчика, пока лишь процентов 10 учителей готовы не вещать и спрашивать, а умно мотивировать детей, расставлять точные акценты, разнообразно аранжировать ядро знаний. У кого, к примеру, дети не просто отзыв на книгу пишут, а заполняют карточку для каталога библиотеки. А по новым стандартам креативным должен быть не исключительный педагог, а массовый.

Очень интересно. Кстати, ничего страшного, если вы что-то пропустили: лекторы позволяли скачивать свои презентации. Главное - иметь при себе флешку. А на сайте http://standart.edu.ru вы можете не только принять участие в обсуждении концепции, но и заглянуть в открытый общий банк креативных идей.

Практический блок.

Михаил Мокринский рассказал о применении урочно-кредитно-модульной системы управления школой. Она ценна тем, что отвечает запросам развития и ученика, и учителя, и образовательного учреждения. Суть в том, что учитель получает от директора кредит уроков (довольно большой, раз в пять больше основной нагрузки), которые он обязан потратить на то, что обычно остается за рамками предмета, но имеет отношение к общепредметным и общечеловеческим компетентностям учеников. На самоорганизацию групп, на взаимодействие, на задания типа кейс-стади, у которых нет верных решений, а есть только описание путей к ним. На все эти и другие ужасно нужные, но времязатратные технологии, которых учитель на стандартном уроке избегает. Да, оказывается, он делает это хуже, чем ведет урок. Но не стоит бояться. Стоит начать, и от такого смешения и смещения выиграют все.

Любовь Плахова, профессор МИОО, автор серии книг «Азбука директора школы», раскрывала содержание нового, четвертого тома под названием «Компетентность управленческой деятельности». Оказывается, и проработав директором 15 лет, человек компетентен далеко не во всех вопросах! Так что гибкость и обучаемость теперь едва ли не самые желаемые директорские черты.

Ирина Абанкина, заместитель директора Института развития образования ГУ-ВЭШ, подробно проконсультировала собравшихся по поводу механизмов финансирования школьного образования. Не школы финансируются, а задание, которое дает учредитель школе. Показатели встроены в эти задания. Интересно было посмотреть на болезненные для школы ситуации глазами экономиста. Например, узнать, что содержание одного ученика в малочисленной школе обходится государству в 125 тысяч рублей в год, это больше, чем содержание студента Московского университета. Что не вина разработчиков НСОТ, если стимулирующую часть распределяют несправедливо и если в регионе нет денег на ее выплату. Оказывается, региональные экономисты работают не всегда добросовестно, обсчитывая образование. Что в среднем по стране зарплата учителей составляет 60% от средней по экономике, и это ведет к негативному отбору педагогических кадров. И что социальные риски введения конкурентной зарплаты педагогов огромны. Кстати, перерасчет рекомендуют делать не помесячно, как пугают учителей, а раз в полгода, лучше - за год. В общем, читайте новый Бюджетный кодекс: http://www.bkodeks.ru

Надо сначала самим в нем разобраться, потому что идеальных методик нет, и все проблемы с оплатой труда решаются на местах. Это должно быть в порядке вещей: люди договариваются о критериях, вносят предложения, отстаивают свои законные интересы…

Людмила Кожурина

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон