15 апреля 2017
День учителя русского языка Российская Федерация
Педагогический марафон 2017
Самая свежая и достоверная информация была получена из «первых рук». Несмотря на то, что Ирина Цыбулько, руководитель Федеральной предметной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов для ГИА по русскому языку, не смогла лично приехать в МПГУ, она провела лекцию «Особенности государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2017 году» в модном нынче формате вебинара.
Прежде всего - Ирина Петровна успокоила коллег. Устная часть экзамена, о которой так много говорили и которая так пугала детей и взрослых, в этом году никому не угрожает. Конечно, идея проконтролировать грамотность не только письменной, но и устной речи выпускников, не исчезла. Просто решили отложить ее реализацию на время. Вероятнее всего, устная часть экзамена появится в следующем году в ОГЭ. А когда будут отработаны детали, одиннадцатиклассникам тоже предложат читать вслух и отвечать на вопросы «за баллы».
Пока же девятиклассники сдают ровно то, к чему готовились с сентября. А вот выпускникам все же придется проявить гибкость.
Учитывая, что, судя по статистике, ребята сдают ЕГЭ все успешнее (количество «несдавших» в 2016 году сократилось всего до 1%, зато стобалльников стало гораздо больше), некоторые экзаменационные задания слегка изменятся прямо сейчас.
В задании № 17, где требовалось продемонстрировать умение выделять запятыми в предложениях вводные слова, теперь придется обращать внимание еще и на обращения. Зато тексты, предлагаемые для анализа, станут разнообразнее, появятся стихотворные отрывки. Значит, старшеклассники будут и знаки препинания расставлять, и удовольствие от поэзии получать.
Следующее изменившееся задание - № 22: раньше выпускники должны были найти в заданном фрагменте определенное слово или выражение, например, фразеологический оборот. И только одно такое слово (выражение) там и было. Теперь в отрывке может попасться несколько подходящих лексических единиц. Ученику, чтобы получить желанный балл, достаточно выбрать одну - любую, соответствующую требованиям. Но сама необходимость выбора осложняет ситуацию. Зато теперь можно не «кромсать» хороший текст, который, как правило, создается не ради грамматических упражнений.
Наконец, в задании № 23, где требуется выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом, теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. Это тоже сложнее, чем было в прошлом году. Зато снова исходный текст сохранится в неизменном виде.
Что ж, остается пожелать удачи выпускникам.
Разобравшись с ближайшей перспективой, педагоги старались понять, что их ждет через год-два, как им подготовить учеников к той самой устной части ОГЭ, пусть не долгожданной, но ожидаемой. Андрей Нарушевич, заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П.Чехова, несмотря на заявленную тему лекции «Устная часть ОГЭ по русскому языку: блиц-подготовка», сразу предупредил коллег: научить детей внятно и грамотно говорить за пару месяцев - невозможно. Это долгий и кропотливый процесс.
Более того, окончательный формат испытания пока не определен, следовательно, необходимо готовиться ко всем возможным вариантам. Скорее всего, реализована будет одна из двух моделей: ученик остается наедине с компьютером или взаимодействует с живым человеком, используя компьютер как источник информации (на экран выводится текст) и записывающее устройство.
В любом случае - в распоряжении ребенка будет полчаса: несколько минут неизбежно уйдет на обдумывание и тренировку, несколько - на прослушивание записи, чтобы убедиться в ее качестве. Так что говорить придется минут десять-пятнадцать.
Сначала - выразительное чтение отрывка из публицистического, научно-популярного текста. Обращаем внимание детей, прежде всего, на паузы, обусловленные знаками препинания, на темп речи (примерно 120 слов в минуту). Ну, и конечно, ударения! С этим у современных подростков всегда проблема.
Диалог на экзамене, в отличие от ситуации живого общения, предполагает полные и развернутые ответы испытуемого. Подросткам эту премудрость придется осваивать отдельно - они привыкли обмениваться репликами, взглядами.
Вершина испытания - монолог. Тему разрешено выбрать: описание предложенной картинки или рассказ о любимой книге. А может, повествование о какой-то жизненной ситуации, рассуждение об актуальной проблеме… Важно предупредить детей: они должны заботиться не столько о сути, сколько о грамотности, правильности сказанного. Увлекающимся подросткам это особенно трудно дается.
Впрочем, живая коммуникация, вне зависимости от экзаменационных требований, все же искренне волновала гостей Марафона.
Поэтому так внимательно слушали они лекцию Олега Бойцова «Формирование навыков эффективной коммуникации на уроке русского языка: невербальный аспект». Именно невербальный аспект - не про слова: про дистанцию (когда лучше подойти к детям поближе, а когда отойти на несколько шагов), положение в пространстве (когда разумно сесть, а когда - говорить стоя), про необходимость чередовать моменты напряжения и эмоционального подъема, чувственного восприятия и логического рассуждения. От этого в значительной степени зависит качество диалога.
Поэтому так живо реагировала аудитория на видеофрагменты уроков, которые показывала Елена Ерохина, профессор кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ, стараясь продемонстрировать коллегам, насколько бессмысленна и формальна может быть групповая работа на уроке, которая, на самом деле, является оптимальным способом отработки навыков эффективного речевого взаимодействия.
Действительно, на экране ошибки типичные, всем знакомые.
Вот учитель, рассадив класс по группам, не предлагает ни одного дискуссионного вопроса, не дает ни одного задания, которое можно было бы выполнять сообща. Даже технические мелочи (где взять листочек?) решает он, а не сосед по парте.
Следующий ролик: время на работу в группах отводится ничтожное. За пару минут нереально что-то обсудить, высказать свою точку зрения, услышать возражения собеседника, прийти к общему решению… Но педагоги боятся оставить детей «без присмотра» надолго. И даже вполне разумное распределение ролей в группе часто превращается в способ формализовать общение, а значит, сохранить контроль, не допустить спонтанного взаимодействия.
А между тем именно работа в группе способна приучить подростка не только говорить, соглашаться, возражать, убеждать, доказывать, но и слушать, причем не только учителя, «старшего по званию», но и одноклассника, равного себе. Слушать, понимая, что именно ты хочешь извлечь из высказывания, оценивая сказанное.
Групповая работа на уроке возможна, только если учитель доверяет классу, если готов систематически осваивать с детьми тонкости ведения диалога, технологии обсуждения. И сколько тут возможных форм: мозговой штурм, ролевая дискуссия, круглый стол, дебаты, конференция…
Кстати, именно на конференции могут быть представлены проектные, творческие работы детей. О том, как помочь ученикам стать исследователями и творцами, рассказывала Марина Бондаренко, профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений. Самостоятельный поиск информации, сотрудничество с разными людьми ради поиска истины, создания и/или презентации «продукта» работы - прекрасная провокация желания научиться читать, писать, убедительно и вежливо разговаривать.
Ну, а значит, с удовольствием спешить на наши уроки русского языка.
Информацию о Дне учителя русского языка смотрите на сайте: марафон.1сентября.рф/2017-04-15-1529436#section-10
Людмила Печатникова