Рейтинг@Mail.ru

12 апреля 2014

12 апреля — День учителя русского языка РФ

Педагогический марафон 2014

Так что прямо с утра Ирина Цыбулько, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФИПИ, на лекции «Особенности Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2014 году» со всей ответственностью заявила: «Не переживайте! Никаких революций не будет».

Аудитория недоверчиво переспрашивала: и про тесты (часть А), и про тексты (часть С), и про новые правила проверки. И каждый раз Ирина Петровна сурово допытывалась: «Ну кто вам это сказал? Назовите мне имя и фамилию!» И снова и снова напоминала: «Вся достоверная информация на нашем сайте: http://www.fipi.ru/. Если в чем-то сомневаетесь, пишите нам. Мы обязательно ответим».

Впрочем, некоторые изменения все же случились. Но - к лучшему. Прежде всего, создан открытый банк заданий ГИА (на сайте ФИПИ). Понятно, к чему готовиться, необходимый материал под рукой. В банке заданий ЕГЭ появился орфоэпический словник (слова, в которых требуется правильно поставить ударения) и словарь паронимов. Только из этого списка материалы вошли в КИМы. Никаких сюрпризов. Однако текстов для части С на сайте нет - лишь образцы. Более того, тексты в этом году ожидаются совершенно новые, чтобы преподаватели не старались натаскать учеников, а на самом деле учили ребят выделять проблему, аргументировать высказанное мнение. По-прежнему подростки смогут порассуждать о вечных проблемах, а не только о литературоведческих тонкостях и важности чтения художественной литературы, как пугают региональные методисты.

Вообще от регионов зависит немало. В частности, место проведения экзамена для девятиклассников. Обязательного требования сдавать ГИА в чужой школе не существует. Этот вопрос можно решить «в своем кругу». Многое делается для того, чтобы выпускники меньше нервничали по пустякам. В частности, по поводу формы записи. Компьютер прочитает словосочетание, выписанное и в начальной форме, и в косвенном падеже (часть В), не заметит лишнего пробела.

Экспертов старательно готовят к тому, чтобы они любые сомнения решали «в пользу ученика». Если в сочинении есть хоть намек на формулировку проблемы, в любой части текста, проверяющий обязательно это заметит.

Но жизнь наша изменчива, и требования к школе, к уровню подготовки выпускников тоже меняются. Логично ожидать в будущем изменений формата итоговой аттестации. Вот-вот появится экзаменационное сочинение («дети заранее стонут» - вздыхает учительница в зале). Появятся уроки словесности вместо отдельных: «русский язык» и «литература». Это непременно повлияет на ЕГЭ. Как? Пока трудно сказать. В любом случае, педагоги смогут принять участие в обсуждении всех инноваций и будут располагать полной информацией заблаговременно.

Пока в одном зале шла речь о перспективах и глобальных проблемах итоговой аттестации, в другом кропотливо собирали коллекцию типичных ошибок в сочинениях и рецепты борьбы с ними.

В ходе лекции «Алгоритм написания ЕГЭ (части С) по русскому языку, анализ типичных ошибок и примеры образцов работ учащихся» Светлана Драбкина, методист кафедры филологического образования МИОО, учитель русского языка и литературы высшей категории ЦО № 2030, напоминала, что выпускники имеют право не соглашаться с автором экзаменационного текста, только делать это необходимо в культурной форме и аргументированно. Уговаривала не заставлять всех учеников приводить сплошь «литературные аргументы» для подкрепления своей позиции. Пусть доводы будут «из жизненного опыта» - лишь бы сочинение в целом получилось живое, авторское, органичное для данного ребенка. Вообще - не нужно слишком усердствовать. Если подросток не уверен в жанре предложенного на экзамене фрагмента, можно обойтись без сложной терминологии. Длинную фразу о проблематике текста лучше превратить в ряд вопросительных предложений.

Было бы неправильно свести все разговоры на марафоне исключительно к ЕГЭ. Ведь есть же и другая жизнь, повседневная работа с детьми в классе. В ходе лекции «Формулировка заданий по русскому языку как средство развития универсальных учебных действий» Роман Дощинский, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО, показывал на конкретных примерах, как можно переформулировать вполне традиционные предметные задания так, чтобы они отвечали заявленному в стандартах компетентностному подходу. Прежде всего, ученик должен понимать, зачем ему ломать голову над тем или иным вопросом. Кроме того, ему должно быть интересно этим заниматься. Не просто «напиши, составь, замени…», а «представь себя на месте редактора журнала или радиоведущего» - психологически точная мотивировка деятельности. Также неплохо бы сразу сказать, сколько времени отводится на выполнение задания, и каковы будут критерии оценки, на какие образцы можно ориентироваться.

Андрей Нарушевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, на семинаре «Организация проектной деятельности школьников при изучении русского языка: способ достижений метапредметных результатов обучения» продемонстрировал, каких замечательных результатов достигают ученики, если преподаватели соблюдают «технологический процесс». Помогают ребенку сформулировать интригующую и посильную тему, предлагают разнообразные формы воплощения идеи (презентации, видеоклипы и фильмы, сайты), позволяют обращаться к современной культуре, актуальным молодежным тенденциям. Зал «принял на ура» проект старшеклассницы - видеоклип, соединивший хрестоматийное тютчевское «О, как убийственно мы любим…» и страстно-мистические кадры из популярного сериала «Сумерки». В конце концов, любовь остается все той же, во все времена и в любых декорациях.

Вообще, практический опыт, примеры детских работ вызывали в аудитории самые бурные и восторженные реакции. Не случайно перед началом Круглого стола «Как учить сочинению? Какое сочинение нам нужно?» Надежда Шапиро, заведующая кафедрой словесности ГОУ ЦО №57, вспомнила героя платоновского «Котлована», который обожал циркуляры, сочинявшиеся властями почти ежедневно. «Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения, точно подглядывал в страстные тайны взрослых, центральных людей». Так вот, это не про учителей. Им хочется, забыв про формальности, говорить о деле, об учениках.

Зал долго не отпускал Ирину Добрынину, руководителя кафедры филологии новосибирской гимназии «Центр Горностай». Она рассказывала, как увлечь пятиклассников описанием картин, пейзажей, мелких деталей (уроки развития речи - по программе). Кажется, невозможно! А если предложить не тусклые репродукции в учебнике, а смешные, динамичные мультфильмы? Коротенькие, на пару минут (чтобы за урок успеть посмотреть несколько раз, обсудить), и без слов (чтобы у ребенка был стимул самому что-то сказать, написать и чтобы не ограничиваться исключительно отечественной анимацией).

В качестве примера Ирина Владимировна показала французскую видеоверсию размышления на тему «Почему панда черно-белая?» («Tiji. Le monde» - http://www.youtube.com/watch?v=txx8ABdHOeI/). Во-первых, от экрана невозможно было оторваться, во-вторых, даже взрослым немедленно захотелось поделиться впечатлениями, еще раз вспомнить смешные подробности, попытаться понять, почему появляются в кадре те или иные герои, краски. Подобрать синонимы, эпитеты, сравнения…

Мультфильм про поросенка - любителя печенья («Ormie the Pig» - http://www.youtube.com/watch?v=EUm-vAOmV1o) поможет мгновенно выучить все, что нужно, про глаголы, даже в таких сложных материях разобраться, как вид и переходность. А заодно впустить в класс необходимый детям юмор, увы, редко встречающийся на страницах учебников и методичек.

Мультфильм Андрея Петрова «Еще раз» ( http://www.youtube.com/watch?v=flCpfrQojg8) - для ребят постарше. Повод поговорить о прошлом, о детстве бабушек и дедушек, о приметах времени, которые, вероятно, по-разному воспринимаются героем и зрителем. Тут вам и повествование, и рассуждение.

Римма Храмцова, учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514, точно сформулировала критерий оценки того, насколько школьники привыкли сочинять собственные тексты и полюбили это непростое дело: если они перед началом работы не спрашивают «а сколько страниц или строчек нужно написать», значит, процесс идет в нужном направлении. Как добиться этого? Неплохо бы учителю самому попробовать себя в роли автора. Испытать страх перед чистым листом, помучиться над словом, с болью в сердце вычеркнуть лишнее. Тогда и детские проблемы он увидит другими глазами. Еще важно - не задавать вопросов, на которые сам знаешь ответ, не предлагать слишком уж традиционных форм. Сколько всего можно придумать, особенно, если прислушаться к тому, что подсказывает хорошее стихотворение, рассказ.

И странное дело, аудитория смотрела мультики, слушала одно за другим детские сочинения (стилизации чеховской «Моя она», к примеру), и никто не ворчал: «Где же взять время? Когда же программу проходить?». Скорее, сами выступающие вспоминали о дамокловом мече всевозможных программ и контрольных. Но как-то вскользь, без надрыва.

Потому что циркуляры и чиновничьи нововведения появляются и исчезают, а замечательные книги, удивительные дети, ремесло учителя-словесника, которым ты любишь и умеешь заниматься, остаются.

Людмила Печатникова
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон