Рейтинг@Mail.ru

8 апреля 2012

8 апреля — День учителя английского языка

Педагогический марафон 2012

Первая линейка дня началась с лекцииЕлены Солововой, профессора МГУ и руководителя группы разработки КИМ ЕГЭ «ФГОС. Начальная и основная школа: преемственность стандартов и преемственность контроля».

ФГОС для основной школы - уже почти реальность, - начала свое выступление Елена Соловова, - Должна сказать, там появляется много интересных понятий, с которыми учителям придется иметь дело - например, метапредметные связи, планируемые результаты, понимание оценивания. Поэтому «Центр Елены Солововой» выпустил целую серию по рубежному итоговому контролю с учетом ФГОС. Однако есть проблема - и ЕГЭ, и ГИА ограничивают учителя. Мы начинаем учить только тому, что спрашивают. Всех укладывают в прокрустово ложе ЕГЭ. А это, на самом деле, никуда не годится.

Впрочем, выход есть, уверена Елена Николаевна, ведь дети с 4-го по 7 классы пока под этот пресс не попадают.

- В пособиях для этой возрастной категории мы были более свободны, - пояснила она. - Поэтому максимально далеко ушли от ЕГЭ и опирались на универсальные ценности, которые транслирует ФГОС.

Рассказала Елена Соловова и о тестах, которыми (сегодня это уже неизбежно), сопровождается линейка пособий.

- Прежде всего это тесты диагностические, которые определяют соответствие требованиям ФГОС, а не освоение того или иного УМК, - рассказала она. - Это дает возможность, например, оценить качество преподавания в разных классах и школах, даже если они работают по разным УМК. Но прежде всего диагностические тесты необходимы вам - чтобы выявить слабые и сильные стороны в вашей учебной программе, в вашем преподавании.

Есть в этих тестах и задания, которых вы никогда не встретите в ЕГЭ и ГИА, зато они есть в международных тестах по английскому.

- Кстати, коллеги, если кто-то из учителей захочет на основе учебников нашего центра построить учебную программу, обращайтесь на сайт http://www.examen.biz, - предложила Елена Соловова, - мы готовы помочь в разработке и адаптации пособий.

Затронула она и еще одну, пока еще не до конца осознаваемую школьной администрацией и педагогами, проблему - разработка спецификаций контроля. Сегодня любой учитель или родитель может прийти к завучу и спросить: а покажите мне спецификацию административного теста для четвероклассников?

Большинство заведующих учебной частью только разведет руками. А вот центр Елены Солововой такие спецификации разработал. Там есть и нормативные документы, и требования ФГОС, и ожидаемые результаты тестирования, и цель экзамена.

Если ФГОС - дело ближайшего будущего, и к нему еще надо приспосабливаться, то на лекции «ИКТ на уроках английского языка» учителя решали гораздо более предметные задачи - как уже сегодня обуздать стихию интернета и поставить ее на службу учителей английского. Так, преподаватели из московской гимназии №1557 Рамиля Тихонова и Оксана Новожилова рассказали о ресурсах, которые они используют в работе. Например, сайт http://www.poetryarchive.org, где собраны аудиофайлы со стихам 170 англоязычных поэтов. На сайте есть раздел «For teachers», где есть и планы уроков, и мероприятий, построенные на работе с поэтическим архивом сайта. Много подкастов для аудирования, а также материалов по грамматике и лексике можно найти на сайте Британского совета http://learnenglish.britishcouncil.org/en/ . И конечно, нельзя забывать о речевой практике - без нее все знания языка так и останутся мертвым грузом. Актуализировать их, нырнуть в стихию настоящего английского, пообщаться с носителями, native speakers, можно, например, на сайте http://www.vyou.com. Про «организацию учебного процесса с использованием интерактивных мультимедийных электронных учебников» рассказала Ольга Корчажкина из московского центра развития творчества детей и юношества «Гермес».

Она представила дистанционный курс, который разработан в ФИРО (www.eorhelp.ru/node/18891).

- К разработке этого курса нас подтолкнула широкая апробация электронных учебников, которую организовало ФИРО, - пояснила Ольга Корчажкина.

По ее словам, курс от ФИРО содержит 52 часа, в нем разъясняются основные понятия, такие, как ЭОР - электронные образовательные ресурсы, или ИМЭУ, то бишь интерактивные мультимедийные электронные учебники, даются примеры работы с ЭОРами и образцы уроков.

Кстати, о проекте ФИРО «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ)…» можно почитать по адресу http://www.firo.ru/?page_id=3737.

- Заходите на ресурсы www.fcior.edu.ru и www.school-collection.edu.ru, - предложила в завершение выступления Ольга Максимовна.

Вторая линейка началась с круглого стола «ГИА (в новой форме) по ИЯ 2012: особенности содержания и процедуры проведения», который вела Наталья Трубанева, доцент кафедры ИЯ МИОО, ведущий сотрудник сектора ИЯ РАО, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков ГИА по иностранным языкам.

- Сегодня у ваших учеников два варианта сдачи экзамена в девятом классе, - начала Наталья Николаевна. - Либо по билетам 2007 года, либо ГИА в новой форме. Его еще называют ГИА с использованием механизмов независимой оценки. Это одно и тоже, не пугайтесь.

В ГИА 2012 по ИЯ будет 35 заданий в 2-х частях. В первой будут проверяться навыки чтения, аудирования, грамматика и лексика, письменная речь. Во второй - устная речь, монолог и диалог. Максимальное число баллов, которое можно будет набрать - 70. Время, отведенное на экзамен, выросло - теперь это 120 минут (в прошлом году было 90).

- Упор при проверке знаний в этом году сделан на коммуникативные навыки, - заметила Наталья Николаевна. - За грамматику и лексику, например, можно набрать всего 15 баллов.

Заканчивая круглый стол, она пригласила всех педагогов чаще заходит на сайт ФИПИ (http://www.fipi.ru).

- Уже в мае откроется горячая линия по ЕГЭ и ГИА, - сказала она. - Она проработает до мая, и мы постараемся оперативно консультировать вас по всем сложным вопросам. А в конце августа будут выложены демоверсии ЕГЭ и ГИА на 2013 год. Я вас прошу, активно участвуйте - у нас только месяц до конца сентября, чтобы внести правки. Если замечаний не будет, мы будем считать, что все в порядке.

Заканчивался этот напряженный день лекцией «Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо», которую провела Каринэ Махмурян, заведующая кафедрой ИЯ МИОО и заместитель председателя Федеральной предметной комиссии разработчиков ЕГЭ по иностранным языкам.

По ее словам, в разделе «Письмо» всего два задания - С1 и С2, однако они могут вызвать затруднения у многих учеников. Это задания со «свободно-конструируемым» или развернутым ответом, иначе говоря - здесь придется думать.

- В части С1 необходимо написать личное письмо, и это базовый уровень, - рассказала Каринэ Степановна. - В части С2 уже нужно письменное высказывание с элементами рассуждения, а это уже высокий уровень сложности.

Если часть С1 проверяет умения строить письменный ответ, искать и обрабатывать информацию, соблюдать стиль и объем (на выполнение задания отводится от 100 до 140 слов!), то к части С2 требования куда выше. Здесь уже проверяются метакогнитивные умения.

- Нужно не только владеть лексикой и грамматикой, обладать достаточным словарным запасом, но также уметь сформулировать проблему, показать свою точку зрения. Затем указать противоположную, объяснить, почему она существует, ну, а в конце обосновать свою, - подытожила Каринэ Махмурян.

Алексей Олейников

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон