Рейтинг@Mail.ru

4 апреля 2012

4 апреля — День учителей МХК, музыки и ИЗО Москва

Педагогический марафон 2012

Мастер-класс доцентов кафедры эстетического образования и культурологии МИОО Александры Никитиной и Елены Кочеровой «Особенности взаимодействия с художественным образом в художественно-творческой образовательной среде» вызвал на первых порах некоторое недоумение в зале: разве это МХК? Это урок философии какой-то. Нужен ли он подросткам? Постепенно настороженность сменялась искренней заинтересованностью. На экране несколько репродукций, фотографий: живопись, скульптура, архитектура. Складывается образ эпохи, угадывается мировоззренческая концепция минувших веков. Взаимоотношения человека с Богом, с небом и земной твердью, представление о судьбе человеческой свободы - все эти абстрактные материи опытный взгляд различает в линиях и формах. Возвращение к высокой античности позволяет острее ощутить своеобразие средневековья и уникальный вкус современности. Слушатели смотрят, обсуждают, рисуют высказанное и пытаются повторить позу героя картины, поворот головы, движение рук, а значит пережить чье-то прекрасное изумление, радость, нежность.

Идея перевода живописи, пластики в мелодию, а музыки - в слово, желание средствами искусства помочь человеку разобраться в себе, в других людях - оказалась близка многим коллегам ведущих мастер-класса.

Елена Мартынова, доцент той же кафедры, на семинаре-практикуме «Системно-деятельностный подход в преподавании музыки в основной школе» вместе с залом прислушивалась к ритму древнеегипетского рисунка. В нем, молчаливо красующемся тысячелетия, оказывается, есть тоника, триоли, переборы струн. Затем зазвучала музыка, настоящая, не нарисованная, и присутствующие попытались представить себе, кто герой этого музыкального произведения, с кем он беседует.

Юлия Рыбакова, старший преподаватель кафедры, в ходе музыкально-игрового тренинга «Работа с характерным музыкальным материалом» сначала вела с залом совершенно безмолвный диалог: желающие, и первый из них педагог, естественно, пластически выражали свою внутреннюю музыку, ту, что звучит в душе. Старались почувствовать чужую мелодию и подхватить, развить ее. Слова, оказывается, не нужны, если стремишься понять другого человека, даже того, кого видишь впервые.

Тишина сменяется звуками оркестра. Каждый выбирает себе голос одного инструмента и изображает его мелодию, настроение по-прежнему беззвучно - пластически. Упражнение позволяет сосредоточиться на отдельной детали, оценить ее значение. И снова возвращение к целому, соединенному из разрозненных подробностей. Увидеть музыку как кино и рассказать о своем фильме окружающим.

Слушать и говорить не так просто, как кажется. Поэтому на мастер-класс солистки ансамбля «Сирин», преподавателя вокала Школы-студии МХАТ Тины Георгиевской (http://www.soundball.ru/) «Методы открытия слуха и голоса» было не протолкнуться. Голос человека всегда с ним, нравится он ему или нет. Голос как игрушка или совершенный инструмент, которым можно найчиться управлять, чтобы он интонационно попадал, летел в намеченную нами цель, слушался нас, наполнялся силой и при этом не юолело бы горло, не садились связки. Для учителя не просто желание совершенства - профессиональная необходимость.

Оказалось, ставить голос можно играя, фантазируя, передавая опыт ученикам. Воссоздавать шум океанской волны, голоса животных (к примеру, собаки могут лаять ночь напролет, не боясь охрипнуть - почему бы не присмотреться к их звуковому опыту?). Объединяться в пары, чтобы партнер помог почувствовать силу дыхания, прислушиваться к себе в поисках точки опоры, точки резонанса.

Современная цивилизация отучила нас доверять своему природному голосу. Нынче не принято кричать, громко смеяться, даже зевать считается неприличным. Ничего удивительного, что у детей и взрослых отсутствует умение расслаблять мышцы лица и шеи, брать высокие ноты и басить вволю, легко дышать. Вернуть себе свободное звучание можно в движении, бросая тело и руки вниз, вытягиваясь струной, подпрыгивая, ударяя пятками в пол… Можно добавить голосу красок, соединяя звуки с цветами.

В то время как в одной аудитории люди возвращались к природным основам, в другой - исследовались возможности современных технологий. Ирина Полякова, учитель ИЗО гимназии №1597, заместитель декана художественного факультета Университета РАО, и Оксана Коблова, учитель ЦО №293, методист ЦНХО на своем мастер-классе «Фото и видеотехнологии в работе учителя искусства» показали, как можно использовать детские рисунки, пластилиновые поделки, кукол, фотографии и видео материалы, чтобы создавать на компьютере мультфильмы, клипы любимых песен, ролики на исторические сюжеты.

- Где этому учатся? - интересовались зрители.

- Самообразование, - отвечали знатоки. - И помощь учеников.

Подобные яркие, зрелищные работы - всегда коллективные проекты, объединяющие педагогов и школьников разного возраста: малыши рисуют, лепят, старшие осваивают сложные программы.

Из интереса к зрительному образу, к мировым проблемам и к компьютеру вырастают яркие социальные проекты. В них главное не эстетическое совершенство, не гармония красок, а убедительность, увлеченность идеей.

Подросткам свойственно провоцировать публику. Но если показывать ученикам лучшие снимки известных концептуальных фотографов (Тоскани, Уолл, Скоглунд, Чежин), стихийный юношеский протест обретет форму, станет частью культурного процесса. Видеоматериалы создают не только дети, но и педагоги (не без помощи школьников, естественно). Методические фильмы для обучения класса всевозможным технологиям. Вот ролик, показывающий, как лепить из пластилина зверушек. Малыш видит на большом экране все очень подробно: пальцы учительницы, медленно, шаг за шагом, преображают цветной бесформенный комок в птичку. Десятки объяснений не сравнятся по убедительности с подобной демонстрацией. Да и преподаватель на уроке меньше занят фронтальной работой - есть время подойти к отдельному ребенку, помочь, подсказать.

Пока шел мастер-класс, учителя успели снять тут же, на глазах публики, новый мультфильм: прикрепили к доске бумажные джунгли, силуэт обезьяны, Маугли. Один человек меняет положение фигурок на доске, второй фотографирует последовательные изменения. Компьютерная программа сама превратит отдельные снимки в слитное движение.

Единственное, в чем она не заменит человека, - полет фантазии, стремление быть услышанным.

Компьютер активно использует в работе и Анастасия Лосева, учитель МХК школы №1199 «Лига Школ». Однако большую часть мастер-класса «Раскладываем пасьянс. Файлы, слайды и открытки на уроках истории искусств» она посвятила своему давнему увлечению - открыткам. Анастасия Станиславовна собирает их с детства, покупает во всех музеях мира. Ученики, разделяя интерес педагога, привозят в кабинет открытки из собственных путешествий. И знают, к моменту окончания школы, десятки увлекательных и познавательных игр с цветными картинками. Причем раскладывать открыточный пасьянс можно, обучаясь по любой программе. И наверняка не на одном предмете. Разве чуть модифицировать…

Семиклассники, только начинающие свое знакомство с мировой культурой, играют в известное многим «мемори». Два одинаковых комплекта открыток (например, из Третьяковской галереи) раскладываются на сдвинутых столах рубашками вверх. Класс толпится вокруг. Игроки по очереди переворачивают лицом вверх по две карточки. Если они окажутся одинаковыми, можно забрать себе. Если разные - придется вернуть на место. Постепенно самые памятливые примечают, где лежат «Девочки с персиками» Серова или «Всадницы» Брюллова. В сознании запечатлеваются образы. А учительница называет, комментирует. Со временем правила усложняются. Теперь забрать открытки можно, только угадав век. Следующая ступень - имя шедевра, рассказ о нем, хотя бы в размере одного предложения.

Восьмиклассникам уже по силам создать выставку открыток. Это групповая работа. Дети объединяются человек по 5-6. Чтобы была возможность обсуждать, спорить, договариваться. Каждой компании дается 20 открыток и тема: основы композиции или принципы колористики. Задача - выбрать то, что иллюстрирует разные основания, разные принципы, еще и небольшую экскурсию для класса провести, минуты на 2-3.

Самая азартная работа, когда на столах разложена общая куча открыток и каждая группа должны выбрать из нее пять, принадлежащих тому мастеру, чье произведение им досталось при жеребьевке (относящихся к одному времени, региону…). Сколько споров:

- Это его картина.

- Нет, цвет не тот.

- Это наша открытка, картина Грабаря.

- Ничего подобного, типичный Головин, отдайте!

Высший пилотаж - так называемая «форточка», когда по фрагменту открытки (остальная часть закрыта листом бумаги, с вырезанным на месте характерной детали окошечком - форточкой) узнается художник.

Конечно, радует не только осведомленность школьников, не только их интерес к искусству. Важно, что они обретают способы взаимодействия с живописью, музыкой, способы постижения красоты и опыт творчества.

…И как жаль, что в последнее время количество часов, которые отводятся в программе предметам эстетического цикла, неуклонно сокращается. И все меньше у ребят возможности войти в пространство культуры. И малышей жаль, не успевающих вволю попеть, потанцевать, порисовать. И подростков, которым некогда поговорить о месте личности в мире, о диалоге с небом и земной твердью. Но как бы ни сокращались программы, искусство вечно. Сегодня в это как-то особенно верилось.

Людмила Печатникова

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон