Рейтинг@Mail.ru

18 апреля 2008

18 апреля — День школьного библиотекаря

Педагогический марафон 2008

По словам Ольги Громовой, существует два способа научить ребенка находить и обрабатывать нужную информацию: академический и практический. В первом случае библиотекарь рассказывает детям о том, как это делается, а потом проверяет, что они запомнили. Во втором - школьники получают практическое задание и пытаются сами (с помощью библиотекаря) отыскать нужные книги.

Ольга Громова - приверженец второго подхода. Он практикуется в основном за рубежом, наши библиотекари пока опасаются отпускать школьников на самостоятельные поиски информации. Ольга Громова попробовала убедить своих коллег, что ничего страшного в этом нет: в итоге дети приходят к тем же выводам, но сами, а такое знание, в отличие от прослушанной и тут же забытой лекции, остается с человеком на всю жизнь.

За границей воспитанием информационной культуры занимается каждый учитель: это прописано в должностных обязанностях педагога. По мнению Ольги Громовой, российская школа должна тоже к этому стремиться. В некоторых учебных заведениях уже практикуются, например, уроки в библиотеке, когда учитель заявляет тему и не дает детям готовый материал, а предлагает самим найти необходимую информацию на книжных стеллажах.

Следующая лекция имела абсолютный успех: в большом актовом зале не было свободных мест. Писатель Людмила Улицкая рассказывала о своем детском проекте «Другой, другие, о других», который координирует Фонд «Пушкинская библиотека».

Книги, выпускаемые в рамках этого проекта, направлены на то, чтобы хоть как-то смягчить резкое неприятие чужого, свойственное многим людям, а особенно детям. По словам Улицкой, ненависть к непохожему вызвана страхом, а страх происходит от незнания. Поэтому детям нужна, прежде всего, корректная и правдивая информация. Здесь не должно быть запретных тем: с ребенком необходимо говорить обо всем, иначе о сложных вещах, требующих вдумчивого и серьезного разговора, он узнает от циничных и невежественных сверстников.

В рамках проекта вышло уже четыре книги: Веры Тименчик «Семья у нас и у других», Анастасии Гостевой «Большой взрыв и черепахи» (о происхождении мира), Александры Григорьевой «Путешествие по чужим столам» и Раисы Кирсановой «Ленты, кружева, ботинки». Еще несколько книг сейчас в работе: о правах человека, об инвалидах, о преступлениях, о рождении и смерти.

Книги построены на соединении сюжетного повествования и энциклопедических информационных блоков. Чтобы учителям и библиотекарям было легче работать с таким непростым материалом, к каждой из них составлены методички. В мае они уже выйдут в свет.

Всеми вопросами распространения книг проекта занимается Фонд «Пушкинская библиотека».

Завершился день традиционным обзором новинок детской литературы за последний год, который подготовила Татьяна Рудишина, главный библиотекарь ЦГДБ им. Гайдара. На этот раз Татьяна Рудишина говорила в основном об авторах, попавших в поле зрения всевозможных конкурсов и премий в области детской литературы. Тон здесь задает, конечно, «Заветная мечта».

Из финалистов 2007 года Татьяна Рудишина особенно рекомендовала Илью Боровикова с детской антиутопией «Горожане солнца» (издательство «Вагриус») и Валерия Воскобойникова с оптимистичной книгой «Все будет в порядке» (издательство ОГИ).

Кроме того, Татьяна Рудишина посоветовала обратить внимание на «Детское время» Михаила Яснова (издательство «Детгиз-Лицей»), на книгу стихов Марины Бородицкой «Прогульщик и прогульщица» (издательство «Самокат») и на сборник воспоминаний о Юрии Ковале - «Ковалиную книгу», выпущенную издательством «Время».

Рассказать обо всех новинках детской литературы Татьяна Рудишина, увы, не успела. И пообещала продолжить этот увлекательный разговор на районных библиотечных семинарах.

Наталья Ключарёва

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон